Деньги за рейтинг
С 2006 г. Роспечать перестанет выделять гранты на производство телепрограмм, не интересных зрителю, объявил вчера руководитель этого агентства Михаил Сеславинский. Речь идет о программах, которые смотрит менее 1% телеаудитории, или меньше 100 000 человек. “Мы финансируем множество благородных, красивых программ, которые не востребованы аудиторией. Чтобы не выбрасывать бюджетные деньги в пустоту, мы предлагаем требовать от грантополучателей производства такого продукта, который будет интересен зрителям”, – объясняет Сеславинский.
В этом году бюджет выделяет на социальные телепроекты 470 млн руб., примерно такая же сумма запланирована и на 2006 г. В 2000–2004 гг., по данным Сеславинского, бюджет потратил на поддержку почти 700 телепроектов около 1,7 млрд руб.
Роспечать распределяет деньги с помощью экспертного совета, в который, кроме представителей агентства, входят эксперты Национальной ассоциации телерадиовещателей (она объединяет региональные телерадиокомпании), факультета журналистики МГУ, аппарата Госдумы и т. п. Совет рассматривает все заявки, поступающие в Роспечать, и принимает окончательное решение об их финансировании. Приоритет, по данным агентства, отдается проектам, пропагандирующим патриотизм, нравственное и физическое здоровье, толерантность и недопустимость экстремизма, творчество народов России, и детско-юношеским.
Большая часть заявок на получение бюджетных денег повторяется ежегодно. Но далеко не все грантополучатели производят программы в срок и размещают их на тех телеканалах, где обещали, сетует Сеславинский. С введением барьера, по его подсчетам, от бюджетного финансирования будет отрезано примерно 8–10% производителей. Требование коснется только уже существующих программ. Новички по-прежнему будут получать деньги на основании заявки. Не коснется нововведение и механизма поддержки печатных СМИ, радио и интернет-ресурсов.
До сих пор получить грант Роспечати было несложно, говорят все опрошенные “Ведомостями” эксперты. Барьер заставит производителей повернуться лицом к зрителю, прогнозирует президент “Интерньюс Россия” Манана Асламазян.
Производители, ежегодно получающие гранты, удивляются, почему такого требования до сих пор не было. “Телевидение – не театр одного актера. Зачем тратить деньги на то, что все равно никто не смотрит?” – рассуждает президент “АТВ Продакшн” Анатолий Малкин. Если государство тратит деньги на производство программ, оно вправе понимать, будет ли у этих программ аудитория, соглашается замдиректора ГТРК “Культура” Елена Злотникова.
Впрочем, руководствоваться только рейтингом неверно, предупреждает Асламазян. По ее мнению, необходимо учитывать и социальную значимость программы, и глубину подачи материала. В большинстве стран для проверки эффективности расходования бюджетных денег, идущих на поддержку социально значимых телепроектов, проводятся экспертные опросы, говорит она.