“Коммерсанту” дали сдачу


Альфа-банку удалось доказать в суде, что заметка “Коммерсанта”, опубликованная в июле прошлого года в разгар банковского кризиса (“Банковский кризис вышел на улицу” от 7 июля 2004 г.), стоила ему 20,5 млн руб. непосредственно материальных убытков. Еще в 300 млн руб. банк оценил ущерб своей репутации. Обе эти суммы Альфа-банк намеревался взыскать с газеты. Арбитражный суд Москвы пошел истцу навстречу, но позже апелляционная инстанция снизила взыскиваемую сумму на 10 млн руб. В январе этого года “Коммерсантъ” перечислил на счета судебных приставов 310,5 млн руб. Чтобы расплатиться, газета даже заняла $2 млн у Банка Москвы, ведь сумма компенсации была практически равна ее годовому обороту ($12 млн, по оценкам участников рынка). На заседании арбитража 23 марта “Коммерсантъ” предъявил суду справку об убытках в 2004 г., которые составили 47 млн руб. Суд впечатлился и снизил сумму претензий до 40,5 млн руб. В соответствии с этим решением в начале июня суд вынес постановление взыскать с Альфа-банка в пользу ИД “Коммерсантъ” 270 млн руб. из ранее уплаченных 310,5 млн руб.

Вчера генеральный директор ИД “Коммерсантъ” Андрей Васильев уточнил, что деньги были списаны со счетов Альфа-банка, находящихся в Центробанке. “У нас было основание предположить, что они будут тянуть с выплатой, потому что “Альфа” затянула судебный процесс, – говорит он. – Может, конечно, у них денег нет, но они нам тоже нужны”. Ранее Васильев обещал потратить эти средства на запуск проекта на Украине.

“Мы подчинились решению суда”, – подтвердил возврат денег вице-президент “Альфа-групп” Александр Гафин. “Общественность интересуют только деньги, – возмущается Гафин. – Они забывают, что “Коммерсантъ” признали виновным, это главное”. При этом менеджер отмечает, что обжаловать это решение суда банк скорее всего не будет.

“Разумеется, вопрос виновности и невиновности находится в юрисдикции суда, но все участники медиарынка воспринимали первоначальную сумму компенсации как неадекватную. Было понятно, что “Коммерсантъ” приложит все усилия, чтобы вернуть часть денег“, – говорит директор по связям с общественностью “Проф-Медиа” Константин Воронцов. Финал был прогнозируемым, считает гендиректор ИД Родионова Алексей Волин: “Если бы изначально сумма была меньше, не случилось бы такой однозначной консолидации медиасообщества в отношении этой ситуации. А “Коммерсантъ” – молодец, всем запомнились пустые страницы (31 января вышел номер газеты, состоящий из текста опровержения и белых страниц. – “Ведомости”). Можно считать, что газета получила рекламу стоимостью $1 млн, т. е. не потеряла, а выгодно вложила деньги”.