Работа должна радовать


Когда в японской компании Nidec появляются новые сотрудники, то первое, что им поручают, – это вымыть уборные. Шигенобу Нагамори, генеральный директор компании, всерьез считает это упражнение очень полезным. Во-первых, новичок сразу понимает, что работа в компании состоит не из одних праздников, а во-вторых, это укрепляет дух коллективизма. “Мне нужны люди, готовые выполнять любую работу – как приятную, так и неприятную”, – говорит он, демонстрируя сияющий чистотой офис компании в городе Киото.

Такие идеи сделали 55-летнего инженера знаменитостью японской промышленности, но в остальном мире о нем и его компании мало что знают. Компания Nidec, которую Нагамори основал 32 года назад, – крупнейший в мире производитель миниатюрных двигателей. Она производит, например, моторы, управляющие жесткими дисками популярных музыкальных плейеров iPod компании Apple.

Действительно, примерно половина всего объема продаж компании приходится на так называемые бесщеточные двигатели, которые потребляют очень мало электроэнергии. В этих двигателях не применяются механические переключатели, которые используются для контроля тока в электродвигателях.

Среди потребителей продукции Nidec все крупнейшие производители жестких дисков – американские Digital и Maxtor, корейская Samsung и японская Fujitsu. Дело в том, что бесщеточный двигатель обеспечивает более равномерное вращение диска и облегчает работу с файлами, хранящимися на диске. К тому же в бесщеточном двигателе не образуются мельчайшие частицы, способные повредить жесткий диск, что часто случается в обычном двигателе, когда графитовые щетки соприкасаются с поверхностью.

Отрасль в которой закрепилась Nidec, переживает подъем – в этом году произведено около 375 млн штук жестких дисков, это почти на 20% больше, чем в прошлом году. Нагамори не хочет останавливаться на достигнутом и собирается закрепить успех. Он призывает тех, кто использует в производстве обычные двигатели (а это буквально все отрасли от автомобилестроения до моечных машин), перейти на бесщеточные двигатели. “Даже если рынок миниатюрных двигателей останется на прежнем уровне или вырастет незначительно, я полагаю, что многие пользователи перейдут на бесщеточные двигатели, тем более что они практически не отличаются по цене от обычных”, – говорит Нагамори.

Может показаться, что Нагамори безнадежно увяз в 80-х, когда многие считали, что скоро Япония обгонит США и станет крупнейшей экономикой мира. Сегодня большинство японских бизнесменов ведут себя намного скромнее. Но только не Нагамори. Он полагает, что в ближайшие пять лет продажи миниатюрных двигателей вырастут минимум вдвое и достигнут отметки $10 млрд. Если сейчас в Nidec трудится 90 000 человек, то к 2020 г., по расчетам Нагамори, количество сотрудников компании увеличится в 10 раз приблизится к 1 млн. К 2035 г., выручка компании должна достигнуть $93 млрд.

Как признает Нагамори, пока это лишь мечты. Но он, как никто другой, знает, как превращать мечты в реальность. В 2001 г. Nidec вышла на Нью-йоркскую фондовую биржу и собирается в ближайшие годы выйти еще и на Лондонскую. “Я считаю, что если ты пришел к финишу вторым, то, значит, ты потерпел поражение, – говорит он. – И в самолете, и в скоростном экспрессе я всегда занимаю кресло № 1. Офис компании – самое высокое здание в Киото. Разве удивительно, что моя технология – № 1 в мире”.

По оценкам специалистов, оборот мирового рынка миниатюрных бесщеточных двигателей составляет Y500 млрд (около $5 млрд) в год. И 60% этого рынка принадлежит компании Nidec. На долю бесщеточных устройств приходится примерно 20% мировых продаж миниатюрных двигателей. Нагамори полагает, что постепенно бесщеточные двигатели будут вытеснять обычные, и на этом основана стратегия развития компании.

Но конкуренты Nidec не дремлют. Среди них компании Minebea и Tokyo Parts, а также отделения крупных производителей электроники, таких, как Matsushita, Toshiba и JVC. Нельзя забывать и о производителях миниатюрных двигателей по обычной технологии, например японской компании Mabuchi и гонконгской Johnson Electric.

“Возможно, на рынок придут новые компании, – говорит он, – но у нас есть патенты, есть мотивированный персонал и современные технологии. Новичкам будет сложно тягаться с Nidec”, – говорит Нагамори.

Он убежден, что финансовые показатели его компании напрямую зависят от морального состояния его сотрудников. И у него в запасе есть целый ряд приемов для поднятия командного духа. Некоторые из них он применил, когда реформировал свое недавнее приобретение компанию Sankyo Seiki. До покупки компания была убыточной, но в прошлом году операционная прибыль составила Y10,3 млрд ($93 млн).

Нагамори истратил $200 000 из собственного кармана на угощения для сотрудников Sankyo Seiki, а это без малого 1800 человек. Сотрудники собирались за столами небольшими группами, примерно по 20 человек, и это было не просто общение, говорят менеджеры Nidec. Благодаря этим встречам Нагамори узнал, что на самом деле волнует и рядовых работников предприятия, и его руководителей.

Самоуверенность и амбиции помогают Нагамори добиваться успехов.. Он обещает $100 000 каждому, кто назовет компанию, которая показывает такие же блестящие финансовые результаты, пренебрегая интересами своих сотрудников. И в следующие 20 лет он собирается показать на практике, что финансовые показатели напрямую зависят от мотивации персонала. (FT, 5.06.2005, Полина Михалева)