“Роснефть” близка к цели


Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев объявил, что его компания и “Роснефть” договорились о снижении тарифов на перевозку нефти в Китай. “Мы подписали с [президентом “Роснефти” Сергеем] Богданчиковым соглашение о том, что после 5 млн т нефти на китайском направлении каждая следующая тонна будет обходиться дешевле”, – цитирует “Интерфакс” слова президента монополии. Сейчас, по словам Фадеева, средний тариф на перевозку нефти от Ангарска до Забайкальска составляет $72 за 1 т. “Если поставки достигнут 30 млн т, то стоимость снизится до $24 за 1 т”, – добавил глава РЖД.

Близкий к РЖД источник уточнил, что “при выполнении гарантированных объемов” средняя скидка для “Роснефти” составит 19% в год. Каждый год “Роснефть” будет начинать с базовых ставок. А скидка станет действовать, когда объемы перевозок превысят 5 млн т. Далее тариф будет снижаться после каждого 1 млн т, доходить до минимальной точки в декабре, а в январе снова “обнуляться”, говорит собеседник “Ведомостей”. Правда, другой источник, близкий к монополии, говорит, что скидки будут “накопительными” – до 2010 г., на срок действия контракта “Роснефти” и Китая. “Тариф будет снижаться постепенно, а 30-миллионная тонна будет стоить столько, сколько сказал Фадеев”, – замечает собеседник “Ведомостей”.

В РЖД от официальных комментариев отказались. Не стали комментировать заявление Фадеева и в “Роснефти”. В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) были удивлены его инициативой. ФСТ ничего подобного не одобряла, говорит начальник пресс-службы ведомства Нина Матусевич. “А без ФСТ никакого соглашения быть не может”, – добавляет чиновник Минэкономразвития. Но менеджер одной из нефтяных компаний говорит, что ему известно о том, что РЖД и “Роснефть” подписали соглашение еще 25 апреля.

Но ФСТ пока не готова подписаться под планом двух госкомпаний. “По законодательству мы не имеем права установить индивидуальные скидки для одной компании”, – говорит один из сотрудников ведомства. Зимой РЖД попросила службу утвердить тарифные скидки в Китай для всех нефтяных компаний, добавляет другой сотрудник ФСТ. Но никакого решения по предложению монополии пока не принято, добавляет он. “Мы даже не приступили к анализу. Если решение и будет, то не раньше конца лета”, – замечает собеседник “Ведомостей”.

Директор департамента ФБК Игорь Николаев сомневается, что РЖД введет “накопительную” систему скидок для “Роснефти”. “Если за три-четыре года тариф будет снижен с $72 до $24, т. е. втрое, РЖД станет возить эту нефть себе в убыток”, – уверен он. Максимальная рентабельность грузовых перевозок РЖД по ряду маршрутов не превышает 100%, поэтому снизить тариф можно не более чем наполовину, рассуждает Николаев. Однако прецеденты, когда чиновниками руководили “не экономические, а политические принципы”, были, замечает он. “Это пониженные тарифы МПС в 1997–1998 гг. на фоне гиперинфляции, которые потом были компенсированы ускоренным ростом в следующие два года”, – напоминает эксперт. Но если скидки все-таки будут действовать по схеме “накопления”, “Роснефть” сможет сэкономить свыше $1 млрд, полагает аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров. В этом году “Роснефть” обязуется поставить в Китай 4 млн т нефти, а потом ежегодно по 8,8 млн т. На 30 млн т она выйдет к 2008 г., а действие контракта истекает в 2010 г. “По такой схеме льготный тариф будет действовать для “Роснефти” почти два года, и сэкономленные средства она сможет направить на погашение долгов от покупки “Юганскнефтегаза”, – резюмирует Нестеров.