SEC возглавит “друг бизнеса”


Кокс становится председателем SEC в очень ответственный момент – и для самого регулятора, и для всего американского рынка ценных бумаг. Последние два с половиной года в США не затихают корпоративные скандалы, и регуляторы не скупятся на наказания. Досталось не только нарушителям закона – например, Enron, скрывавшей от инвесторов долги, или WorldCom, завышавшей доходы и прибыль. Корпоративные скандалы легли дополнительным бременем на все американские компании – в качестве профилактической меры в 2002 г. был принят акт Сарбейнса – Оксли, ужесточивший правила бухучета.

С приходом Кокса политика SEC скорее всего изменится. “Этот человек способен кардинально изменить курс SEC”, – говорит декан юридической школы при Вашингтонском университете Джоул Селигман, изучающий историю финансового регулятора.

Назначение Кокса – безусловная победа бизнес-лобби, во главе которого стоит Торговая палата США. Эта организация недовольна ужесточением регулирования рынка ценных бумаг и последовательно продавливает законы, облегчающие это бремя. Законодатели начинают прислушиваться к деловому сообществу. В прошлом году конгресс принял законы, которые ограничивают права должников – физических лиц обращаться за судебной защитой от кредиторов и вводят ограничения на классовые иски. А на прошлой неделе Верховный суд единогласно отменил решение хьюстонского суда, которое фактически стало смертным приговором аудиторской фирме Arthur Andersen. Теперь прокурорам будет труднее предъявлять компаниям обвинения в препятствовании правосудию.

Даже Доналдсон, который оставит свой пост в конце июня, признает, что выполнение некоторых положений акта Сарбейнса – Оксли влетит малому бизнесу в копеечку. Министр юстиции Альберто Гонсалес идет еще дальше. Выступая в мае перед корпоративными юристами, он заявил, что обвинительной стороне необходим противовес: “Мы понимаем, что безответственное или чрезмерное применение власти следователями или прокурорами не только несправедливо, но и способно породить новые проблемы из-за избыточного устрашения”.

В молодости издавал английскую версию “Правды”

Коксу 52 года. С 1988 г. он представляет в конгрессе Южную Калифорнию, а до этого был партнером в престижной юридической фирме Latham & Watkins. Новый председатель SEC учился в Гарварде – он получил юридическое и бизнес-образование. Убежденный антикоммунист рейгановской закалки, в молодости Кокс вместе с отцом издавал английскую версию официальной газеты СССР “Правда”.

Кокс всегда был на стороне бизнеса. Самый яркий пример – предложенный им в 1995 г. законопроект, требующий, чтобы инвесторы, обвиняющие компанию в мошенничестве, сами предоставляли доказательства этого. Конгресс этот закон принял – правда, в значительно смягченном виде.

Президент Буш называет Кокса “сторонником свободного предпринимательства”, который понимает, что “свободная экономика основана на доверии”. В ответ Кокс, выступая в связи со своим новым назначением в Белом доме, заявил, что законы, применяемые SEC, позволили США создать “самый динамичный и живой рынок капитала в мире”.

Правда, пока определенности мало. Кокс может оказаться большим приверженцем регулирования, чем ожидают его сторонники. Ведь когда-то и Доналдсон удивил многих, ратуя за принятие очень неоднозначных предложений – от регистрации консультантов хедж-фондов до введения в паевых фондах поста независимого председателя совета директоров. Кончилось это тем, что Доналдсон настроил против себя и крупных бизнесменов, и бывших сторонников в администрации и конгрессе.

Впрочем, сенатор Ричард Шелби, председатель банковского комитета, убежден, что кандидатура Кокса – это “выдающийся выбор”. Даже оппоненты отзываются о преемнике Доналдсона как о компетентном юристе, умеющем выслушать другую сторону. Артур Левитт, бывший председатель SEC, демократ, много полемизировавший с Коксом по поводу судебной реформы, называет его “человеком с широкими взглядами, который умеет слушать и не будет стараться разом отменить все, что до него сделал Доналдсон”.

18 лет в конгрессе

В конгрессе Кокс проработал 18 лет. Все это время он ратовал за уменьшение влияния государства на Интернет, рынки ценных бумаг и бизнес в целом. Он много сделал для защиты прав человека – в частности, для освобождения китайских политзаключенных. В прошлом году Кокс возглавил комитет по национальной безопасности при конгрессе. Комитет контролирует одноименное министерство, созданное после террористических атак 11 сентября 2001 г.

Репутация сторонника свободного рынка не помешала Коксу в 2002 г. выступать за применение “нацией жесточайших уголовных наказаний к тем, что пытается разрушить наши рынки”. В связи с принятием акта Сарбейнса – Оксли он говорил, что конгресс обязан не только повышать юридические стандарты в бухучете, но и “работать над повышением этических стандартов, чтобы самые лучшие и самые способные по-прежнему приходили в эту профессию... и чтобы предприниматели по-прежнему не боялись рисковать и браться за смелые проекты”.

Кокс был сторонником того, чтобы паевые фонды более подробно раскрывали свою отчетность. Он также выступил за то, чтобы компания отчитывалась о пожертвованиях в адрес организаций, с которыми связаны ее директор или топ-менеджеры.

В конгрессе Кокс регулярно блокировал инициативы Совета по стандартам финансового учета (FASB) по ужесточению правил бухучета. Он даже продвигал законопроект, возлагающий на совет обязанность проводить “исчерпывающее исследование” всякий раз, прежде чем выносить на обсуждение новые правила учета. В ответ председатель FASB заявил, что законопроект “ставил под угрозу независимость FASB”. Законопроект не был принят.

И бизнес отвечал Коксу взаимностью. По данным Центра интерактивной политики, с 1989 г. спонсоры в совокупности заплатили ему $254 412. Аудиторские фирмы и группы, лоббирующие их интересы, заплатили более $49 000 на выборах 2002 и 2004 гг. Больше всего помогла Коксу на выборах 2004 г. юридическая фирма Latham & Watkins, в которой он работал до 1988 г.: она раскошелилась более чем на $19 000.

В чужой монастырь?

Демократы пока присматриваются к Коксу, ожидая его первых шагов в новой должности. Сенатор Чарльз Шумер, демократ из Нью-Йорка и член банковского комитета, говорит, что не будет поддерживать Кокса, пока не узнает больше о его планах. “Я думаю, что председатель SEC должен быть проповедником идей бизнеса и регуляторов. Я абсолютно уверен, что он поддерживает бизнес, но не уверен, поддерживает ли он регуляторов”, – объясняет Шумер.

Пробным шаром для Кокса станет вопрос о применении положения FASB, требующего, чтобы публичные компании учитывали как расходы стоимость опционов на акции, принадлежащих сотрудникам.

В прошлом году FASB после 10-летней дискуссии одобрил это требование вопреки возражениям высокотехнологичных компаний Силиконовой долины. Hi-tech бизнес полагает, что из-за нововведения начинающим компаниям будет труднее подбирать персонал. Новые фирмы, не располагающие большими денежными средствами, нередко привлекают сотрудников опционами, но не могут позволить себе вписывать опционы в расходы, потому что тогда им придется показывать убытки в отчетности.

Противники FASB провели агрессивную кампанию, пытаясь добиться от конгресса смягчения новой нормы. В прошлом году конгреcс поддержал законопроект, распространяющий это правило только на пять наиболее высоко оплачиваемых менеджеров компании. Кокс был среди тех, кто активно выступал за эту поправку.

В любом случае эту новацию будет внедрять в жизнь SEC. Ее новый председатель сможет затягивать вступление нового правила в силу и даже вовсе проигнорировать его. Не исключено, что Кокс не захочет вмешиваться в этот спор, чтобы не нажить политических неприятностей. Бывший главный аудитор SEC Линн Тернер говорит, что Коксу не стоит ополчаться на новое правило. “Это было бы похоже на знаменитое изречение экс-председателя Комиссии [по ценным бумагам] Харви Питта о том, что он хочет сделать SEC “более мягкой и доброй”, – говорит Тернер. Приступ доброты поразил Питта как раз перед чередой корпоративных скандалов.

В ожидании нового шефа

Знакомства с новым председателем SEC сотрудники комиссии ожидают с трепетом. Доналдсон поддерживал свое надзорное подразделение, безжалостно штрафовавшее компании, обвиняемые в махинациях. При нем надзор не стеснялся выписывать рекордные штрафы и применять другие жесткие санкции. В SEC опасаются, что Кокс откажется от такого жесткого курса.

В ближайшее время SEC ожидают важные кадровые изменения: уходят в отставку несколько директоров подразделений, истекает срок полномочий двух членов комиссии. Харви Голдшмид уходит в отставку летом, а в июне истекает срок Роула Кампоса. Сенаторы-демократы предлагают Белому дому выдвинуть Кампоса на второй срок, а на место Голдшмида назначить Аннетт Назарет, директора SEC по регулированию рынка.

Дэвид Хиршман, старший вице-президент Торговой палаты США, который судился с SEC из-за ужесточения регулирования паевых фондов, надеется, что Кокс обратит внимание на недавно принятые правила и постарается оценить их эффект. “Прежде чем вводить новые правила, нужно выявить и устранить недостатки в уже принятых”, – говорит Хиршман.

Некоторые политики тоже говорят, что регуляторам пора умерить свою прыть. “Всегда необходимо, отступив на шаг назад, посмотреть, что вы делаете, работает ли это и пора ли дать передышку людям”, – считает Шелби.

Бывший председатель SEC Харви Питт не верит, что регуляторы пойдут на попятный. Но, добавляет он, “Кокс обязательно изучит эффективность новых правил и я уверен, что если он заметит какие-то проблемы, то не побоится эти правила изменить”.

Коксу будет непросто найти общий язык с членами SEC. В конгрессе до сих пор вспоминают законопроект, предложенный им в 1995 г. Кокс предлагал ограничить рассмотрение классовых исков, многие из которых он считал высосанными из пальца. По мнению Кокса, истец должен доказать суду, что топ-менеджер или консультант обманул его сознательно, а не по ошибке. Истец был бы обязан “представить конкретные факты, демонстрирующие умонастроение ответчика в момент предполагаемого нарушения”. А инвесторам, проигравшим дело, пришлось бы оплачивать судебные издержки ответчика.

Законопроект Кокса вызвал шквал критики. Особенно негодовал Голдшмид, тогда профессор юридической школы при Колумбийском университете. Голдшмид подготовил петицию, которую подписали и другие профессора-юристы, с призывом не принимать закон, потому что он “угрожает нарушить базовые права инвесторов и подорвать наши рынки капитала”. В итоге закон был принят, но в сильно смягченном варианте. (WSJ, 3.06.2005, Татьяна Бочкарева)