Странный иммунитет


Недавно Американская ассоциация менеджмента и консалтинговая компания ePolicy Institute выпустили исследование, посвященное проблемам мониторинга и наблюдения за использованием электронных средств коммуникации на рабочем месте в 2005 г. Результаты исследования настораживают: 26% опрошенных компаний уволили в этом году сотрудников за использование Интернета в личных целях, 25% – за несанкционированное использование корпоративной электронной почты и еще 6% – за разговоры по офисным телефонам. В исследовании не уточняется, были ли среди уволенных руководители высшего звена. “Во многих организациях топ-менеджеры защищены от любого вида электронного мониторинга”, – поясняет Ненси Фланн, гендиректор ePolicy Institute.

В целом компании недостаточно информируют персонал о правилах пользования Интернетом в офисе. Почему-то работодатели не дают себе труда доходчиво объяснить сотрудникам, что “никто не обязан заботиться о неприкосновенности их личной жизни, когда они находятся на рабочем месте”, добавляет Фланн.

Вторжение в личную жизнь сотрудников не исчерпывается чтением электронных посланий и мониторингом открываемых сайтов. Иногда работодатели идут намного дальше. К примеру, две официантки из Borgata Hotel Casino & Spa были уволены за то, что набрали лишний вес и не смогли от него избавиться за три месяца отпуска.

Другая компания, Weyco, уволила в январе четырех сотрудников, которые отказались бросить курить. Борьба с курением в Weyco была начата еще в 2003 г. Тогда в Weyco перестали принимать на работу курящих людей. Сотрудникам компании предложили пройти курс лечения и отказаться от сигарет. Четыре человека не согласились и были уволены.

В американских законах указан лишь ряд причин, по которым сотрудник не может быть уволен из организации. Но в остальных случаях руки у работодателя абсолютно развязаны. “Вы можете выставить человека за дверь по любой причине или вообще без нее, если речь не идет о дискриминации”, – объясняет Мэнни Аврамидис, старший вице-президент по персоналу Американской ассоциации менеджмента. Работодателя чаще всего сдерживают два обстоятельства: страх, что сотрудник наймет хорошего адвоката, и желание оставить квалифицированного работника в компании, замечает он.

Многие правозащитники сходятся во мнении, что федеральные законы США не в состоянии защитить права сотрудников. Их формулировки столь узки и однозначны, что действие законов носит ограниченный характер. Так, например, Акт о тайне электронных коммуникаций, принятый в 1986 г., запрещает работодателям перехватывать личные разговоры и письма сотрудников. Однако эксперты утверждают, что запрет не распространяется на телефонные разговоры и электронную почту.

Уже несколько лет корпоративная Америка говорит только о прегрешениях гендиректоров и топ-менеджеров. Но директора по персоналу по прежнему следят за действиями только рядовых сотрудников компаний. Руководителей высшего звена, естественно, никто не прослушивает. Между тем для проверки руководства даже не надо издавать специального закона. “Все необходимые процедуры прописаны в законе Сарбейнса – Оксли. Руководители сами придумали для себя этот закон и таким образом сами нашли на себя управу”, – говорит Аврамидис.

Можно долго спорить об этичности или неэтичности электронного мониторинга. Однако компании, которые его осуществляют, находят себе множество оправданий. Они говорят, что это помогает предотвратить утечку секретной информации и повышает ответственность сотрудников за свои действия. Кроме того, работодатели считают, что использование Интернета в личных целях приводит к потерям времени и средств.

Эти страхи не напрасны. Опрос, проведенный недавно компанией WebSense, показал, что производительность труда работников, использующих Интернет в личных целях, значительно снижается. Выяснилось, что потери рабочего времени на просмотр посторонних сайтов вылились в убытки в размере $138 млрд. Но справедливости ради надо заметить, что эта сумма меньше той, которую потеряли акционеры из-за громких скандалов, последовавших за раскрытием махинаций топ-менеджеров в компаниях Enron, Adelphia, WorldCom и Tyco. По самым приблизительным подсчетам, сумма убытков, нанесенных экономике руководителями только этих четырех компаний, превысила $140 млрд. (WSJ, 19.05.2005, Мария Подцероб)