Узнали “Наших”


Социологи спрашивали россиян о том, какие молодежные организации им известны. 9% опрошенных указали “Наших”, 4% – предыдущий проект лидера “нашистов” Василия Якеменко “Идущие вместе”, столько же набрала молодежная “Родина”. О “Единстве”, которое возглавляет экс-телеведущая Александра Буратаева, вспомнили 3%, еще 2% назвали “Яблоко” и по 1% – оппозиционных “Идущих без Путина” и “Авангард красной молодежи” (АКМ). В основном активность молодежных объединений лежит вне поля зрения россиян – 43% респондентов не смогли назвать ни одного движения, а треть затруднилась с ответом.

Зато о “Наших” 4% граждан знало еще до их официального появления. Такие результаты получил ВЦИОМ в ходе мартовского опроса. Учредительная конференция движения прошла 15 апреля, но в феврале пресса писала о его создании после встречи замруководителя президентской администрации Владислава Суркова с Якеменко и другими активистами.

Среднестатистический россиянин не интересуется молодежью, интерпретирует результаты опроса гендиректор “РОМИР-мониторинга” Андрей Милехин. К тому же граждане мало информированы о деятельности молодежных объединений, добавляет Дмитрий Поликанов из ВЦИОМ. Популярность “Наших” во многом обусловлена широким освещением их майской акции в СМИ, в том числе на телевидении, считает он. 15 мая активисты вывели на улицы столицы около 60 000 человек. Менее заметные акции против членов правительства и президента часто проводят молодежная “Родина” и “яблочники” и в крупных городах и новые движения, и старые “брэнды” знают почти одинаково, говорит Поликанов. В Москве и Санкт-Петербурге, например, узнаваемость “Наших” не превышает 5%, а “Яблоко” и СПС указывают около 1,5% респондентов.

В любом случае пока “Наши” и другие движения с рейтингом узнаваемости “на уровне погрешности” – “виртуальны и существуют только в СМИ”, убежден руководитель группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин. Ведь их программы никак не затрагивают большинство населения. Например, об одной из главных целей “Наших” – борьбе с фашизмом – россияне почти ничего не знают. Ее связь с майской акцией усмотрел 1% опрошенных Фондом общественного мнения (ФОМ). 11% посчитали, что целью было “привлечь внимание к проблемам молодежи”, 6% – что участники пришли по принуждению, 79% ответить не смогли. “Проблема [антифашизма] неактуальна для граждан”, – поясняет руководитель ФОМ Александр Ослон. “Трудно поверить в то, что фашистами “Наши” считают [одного из экс-лидеров СПС Ирину] Хакамаду и [председателя Республиканской партии Владимира] Рыжкова, – иронизирует лидер молодежного СПС Денис Терехов. – Такой [антифашистский] запрос непонятен гражданам”.

Конкурирующие с “Нашими” движения обвиняют их в использовании административного ресурса. “Им благоволят в администрации [президента], ”, – утверждает Илья Яшин из московского молодежного “Яблока”. Терехов, правда, признает, что популярность “Наших” обеспечивает и их “удачное название”.