ВПК на голодном пайке


Сегодня Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) презентует свой ежегодный рейтинг финансово-экономических показателей оборонных предприятий. Уже пятый год подряд, по оценке ЦАСТ, лидером отрасли остается компания “Сухой”, которая заработала в прошлом году $1,5 млрд – главным образом за счет продажи истребителей Су-30 в Китай. А вот на 2-е место с $643 млн выручки вышла корпорация “Иркут”, производящая те же Су-30, но для Индии. “После упразднения в ходе административной реформы оборонных агентств предприятия уже не обязаны докладывать о своем состоянии наверх, и вряд ли ясную картину состояния ВПК имеют даже в правительстве, – поясняет ценность своего рейтинга замдиректора ЦАСТ Константин Макиенко. – Впрочем, и мы не претендуем на абсолютную точность из-за того, что туда не включены особо секретные производители стратегических систем вооружений”.

Однако основные тенденции очевидны, убежден Макиенко: экспорт по-прежнему определяет лицо промышленности. А выросший в прошлом году до 137 млрд руб. (почти $5 млрд, что сравнимо с составившим $5,7 млрд экспортом вооружений) гособоронзаказ если до кого-то и дошел, то не до промышленности. Появившиеся в рейтинге новые предприятия попали туда только за счет экспортных контрактов. Продажи РСК “МиГ” в прошлом году составили $427,4 млн в основном за счет поставок самолетов МиГ-29 по давно заключенным с Йеменом и рядом африканских стран контрактам, констатируют авторы исследования. А “Адмиралтейские верфи” появились в списке с $404 млн, передав китайскому флоту осенью прошлого года подводную лодку. Зато “Уралвагонзавод”, завершив поставки танков в Индию, практически перестал производить военную технику, и его производство растет за счет продаж железнодорожных вагонов. Макиенко также отмечает, что “Балтийский завод” попал в рейтинг только благодаря сдаче последнего фрегата по индийскому заказу и в следующем году вряд ли будет представлен в списке наиболее удачных предприятий ВПК.

Эксперты исследованиям ЦАСТ доверяют. “Проблема в управлении оборонкой заключается в недостатке объективной информации, которой не хватало и в советские времена, – признает Василий Зацепин из лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода, – однако такой рейтинг, безусловно, представляет интерес”. А по словам эксперта Центра по изучению проблем разоружения Марата Кенжетаева, данные рейтинга выглядят правдоподобно в сравнении с известными сведениями о российском оружейном экспорте.

Согласен с выводами ЦАСТ и вице-президент компании “Иркут” Дмитрий Евсеев, который признает, что рост производства его компании в прошлом году был плановым и связан с графиком выполнения экспортных поставок в Индию.

Чиновники также признают, что ВПК по-прежнему держится исключительно на экспортных поставках и в этом году ситуация не изменится. “Гособоронзаказ вырос с 137 млрд руб. до 180 млрд руб., однако промышленность его не увидит, – говорит чиновник Минпромэнерго. – Все дело в затеянной реформе”. С целью сократить расходы в Минобороны осенью начали создавать службу единого заказчика – раньше заказчиками были службы видов и родов войск, а также ряд главных управлений Минобороны. “Старую систему сломали, а новую так и не сделали, и оборонная промышленность опять получит бюджетные средства в конце года”, – сетует чиновник. Источник в Минобороны подтверждает тяжелую ситуацию с закупкой вооружений, но надеется, что к концу года система заработает.

Если же она не заработает, то некоторым ведущим военным российским заводам придется плохо. Источник в правительстве сообщил, что недавно губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев написал письмо президенту, где просил поддержать авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО), который находится на грани остановки. Именно благодаря этому заводу “Сухой” стал лидером прошлого и позапрошлого годов. Однако Китай не торопится продлевать лицензионный контракт по производству истребителей Су-27 и закупать новые партии Су-30. Следовательно, по итогам 2005 г. “Сухой” вряд ли станет лидером российской оборонки, говорит Кенжетаев. “Заминка с заключением новых контрактов с Китаем – это удар по всей отрасли, и скоро это все почувствуют”, –предупреждает топ-менеджер одного из предприятий авиапромышленности.