Закупать будут сразу на всех


Непрозрачный рынок закупок для госнужд, на которые приходится около трети расходов бюджета (786,5 млрд руб.), – давняя головная боль государства. Пока ситуация здесь только ухудшается. На конкурсах, по данным аппарата правительства, в I квартале 2005 г. выбрали около 39% всех поставщиков против 65% в 2004 г. и 73% в 2003 г. Снижается и эффективность торгов. По оценке Минэкономразвития, в прошлом году с помощью тендеров удалось сэкономить только 4,4% от выделенных на госзакупки денег (17,7% в 2001 г.), а затраты на организацию торгов выросли за четыре года в пять раз. “Итоги конкурса зависят от того, какие контакты у компаний-участников в министерстве”, – сетует источник в крупной российской машиностроительной компании, продающей свои товары в том числе государству. “Чиновники предпочитают работать с близкими компаниями и устраивают “псевдоконкурсы”, величина “откатов” на которых доходит до 30%, – добавляет гендиректор компании “Формика” (выпускает спецодежду) Илья Хандриков. – О каком качестве [поставок] может идти речь?”

Сегодня правительство рассмотрит предложения Минэкономразвития о том, как сделать систему госзакупок эффективнее. Подчиненные Германа Грефа предлагают создать специальный “орган по госторгам”, который будет закупать то, что нужно федеральным органам власти. Он будет вести общий реестр закупок и составлять для каждого ведомства план конкурсов на год вперед. Кроме того, Минэкономразвития хочет создать единый интернет-портал, где будут перечислены все товары и услуги, в которых нуждается государство.

Специализированный орган нужен для проведения крупных закупок для нескольких госзаказчиков, поясняет замминистра экономического развития Андрей Шаронов. Он будет выступать организатором конкурса, а контракты будут заключать министерства. Все остальные закупки для себя они продолжат делать сами, уверяет Шаронов. Суммы, начиная с которых контракты будут проходить через спеццентр, по его словам, пока не обсуждались. “В этом году объем закупок приблизится к 1 трлн руб., так что каждый сэкономленный процент имеет значение”, – заметил чиновник.

В Белом доме от предложений не в восторге. В заключении аппарата правительства на предложения Минэкономразвития (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”) говорится, что в нынешней ситуации с госзакупками виноваты прежде всего сами подчиненные Германа Грефа. Функции и полномочия нового ведомства по организации торгов прописаны нечетко, сказал вчера журналистам источник в Белом доме. Против его появления возражают также Минфин, Минздрав и Минобороны. В проекте протокольного решения правительства предложения Минэкономразвития поручено доработать. Свою позицию правительство будет отстаивать при обсуждении законопроекта о госзакупках, который 15 июня рассмотрит в первом чтении Госдума. “Дискуссия предстоит долгая”, – предупреждает председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский.

С помощью централизованной системы контролировать госзакупки будет проще, уверен экс-директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин. Ведь сейчас даже чтобы узнать о готовящемся конкурсе, нужно иметь “своих” людей, поясняет гендиректор КГ “Цикл-on” Олег Токарев, либо “по крупицам” собирать информацию в Интернете. По мнению Кудюкина, надо также создать “эффективную процедуру обжалования результатов конкурса” – сейчас она работает в единичных случаях. Впрочем, признает Кудюкин, “большинство конкурсов непрозрачны, так как госзакупки – основной источник коррупции”. Поэтому, до тех пор пока “чиновники будут иметь возможность получать прибыль в системе госзакупок, с помощью закона ситуацию кардинально изменить не получится”, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.