Заплатите за швартовку


В феврале территориальное управление Росимущества по Ленинградской области провело конкурс на право аренды 14 причалов в Петербурге и Ленинградской области (Кронштадт, о. Ореховый и др.). Этот конкурс выиграло ООО “Энергия-ГПИ-СПЕЙС-СПб”, дружественное менеджменту Морского порта Санкт-Петербург. Гендиректором этой компании является Вячеслав Мартыненко, который также занимает пост административного директора Морского порта Санкт-Петербург. До этого причалы арендовала компания “Пассажирский порт”, дочерняя структура Северо-Западного пароходства.

Узнав о конкурсе и новом арендаторе причалов, Пассажирский порт подал 12 апреля иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти к управлению Росимущества, компании “Городской центр юриспруденции и консалтинга”, проводившей конкурс, и “Энергии-ГПИ-СПЕЙС-СПб” с требованием признать итоги конкурса незаконными, рассказал источник, близкий к новому арендатору. После обращения в качестве обеспечительной меры “Энергии-ГПИ” запретили пользоваться вновь приобретенными причалами. 12 мая эти обеспечительные меры были сняты, однако 26 мая запрет был наложен по новому иску, в котором Пассажирский порт требует передать права аренды ему на том основании, что он уже являлся бессрочным арендатором причалов на протяжении 10 лет.

Рассмотрение иска Пассажирского порта”по существу назначено на 17 июня, сообщили “Ведомостям” в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленобласти. А тем временем платы за обслуживание судов не получают ни прежний арендатор причалов, ни нынешний. Но “Энергию-ГПИ” это не устраивает. Недавно она потребовала от пароходств, пользующихся услугами питерских портов, подписать с ней контракты. Договоры с другими организациями являются незаконными, а к “нарушителям” будут применены меры судебного воздействия, в том числе арест судов, говорится в письме, которое “Энергия-ГПИ-СПЕЙС-СПб” разослала по пароходствам (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”).

В “Энергии-ГПИ” и Пассажирском порту отказались от комментариев. А пресс-секретарь Морского порта Санкт-Петербург Ирина Крикун отрицает связь ее компании с “Энергией-ГПИ-СПЕЙС-СПб”.

Но изложенную в письме информацию “Ведомостям” подтвердили сразу два чиновника Минтранса. Конфликт в порту чуть не сорвал навигацию, отмечает один из них. Новый арендатор не может вступить в свои права, поскольку вся инфраструктура в порту – от ограждений до подъездных путей для автобусов – принадлежит Пассажирскому порту, поясняет чиновник. Кроме того, к началу навигации у “Энергии-ГПИ” отсутствовал целый ряд лицензий, добавляет он. Сейчас, по словам чиновников, пароходы заходят в порт без проблем, но деньги за швартовку никому не платятся. “Пароходства не знают, кому платить”, – объясняет один из собеседников “Ведомостей”.

“Мы действительно не перечисляем пока денег, – подтверждает гендиректор Камского пассажирского флота Сергей Балиевский. Он говорит, что компании ждут, кого все же признают “настоящим” арендатором причалов. В Московском речном пароходстве (МРП) говорят, что перечисляют деньги на счета старого арендатора. “У него кадры, инфраструктура, они заново отстраивали эти причалы”, – говорит один из топ-менеджеров пароходства. Угрозы ареста судов перевозчики всерьез не воспринимают. “Кто законный арендатор, решит суд, но арест наших судов юридически невозможен”, – уверен совладелец МРП Роман Троценко.