“АвтоВАЗ” нацелился на провинцию


По данным завода, в Москве и Санкт-Петербурге продается около 20% его автомобилей. В городах с населением до 500 000 работает всего около 15% дилеров завода. Но именно на провинцию завод решил сделать ставку. Как говорится в информационном меморандуме “АвтоВАЗа”, подготовленном к облигационному займу, завод начал создание современных дилерских центров не только в областных и республиканских центрах, но и в населенных пунктах, где проживает более 100 000 человек.

Представитель дирекции по маркетингу “АвтоВАЗа” пояснил, что проект будет реализовываться в 2005–2006 гг. Новые сервисные центры будут получать автомобили напрямую с “АвтоВАЗа”, без дистрибьюторской наценки. Представитель завода рассказал, что строительство дилерских центров в стотысячниках ведется на тендерной основе – в конкурсе участвуют дилеры “АвтоВАЗа” и местные бизнесмены. По его словам, в первой половине года было открыто уже около 10 подобных центров. Два из них построила компания “Форвард-Гарант”. По словам ее замдиректора Константина Селина, строительство центра третьего уровня стоит менее $1 млн. Он может продавать около 30 автомобилей в месяц, а основной доход получает от сервисного обслуживания.

Николай Гладышев, директор компании “Ландо-Авто”, готов участвовать в новом проекте завода. “Строительство центра третьей категории стоит около $1 млн, но в стотысячниках стройка не окупится, – рассуждает он, – а реконструкция здания стоит дешевле”. По его словам, в маленьких городах хорошо продается классика и семейство “Самара-2”, а “десятки” для покупателей на периферии слишком дороги.

АвтоВАЗ” считает, что создание дилерских центров в малых городах сделает доступным фирменное сервисное обслуживание и гарантийный ремонт, а это стимулирует продажи LADA. Но представитель “ТагАЗа” (выпускает автомобили Hyundai) считает, что “АвтоВАЗу” и его дилерам нет смысла идти в провинцию, поскольку проблем с покупкой и ремонтом автомобилей LADA там нет и сейчас.

Продавцы иномарок не торопятся в провинцию. Пресс-секретарь Ford Екатерина Кулиненко говорит, что в малых городах с населением от 100 000 у Ford дилерских центров сейчас нет, но дилерская сеть будет расти – до конца года число дилеров вырастет со 105 до 120.

“В маленькие городки иномарки придут еще не скоро, – уверен президент Российской ассоциации дилеров (РоАД) Олег Наумов, – ведь чтобы отремонтировать иномарку, нужно еще доехать до крупного города”. По его словам, дилерские центры иномарок строятся в Москве, Санкт-Петербурге, областных центрах. Но Сергей Кириллов, менеджер по связям с общественностью “Рольф-Холдинга” (эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi Motors в России), рассказал, что несколько дней назад компания “DюкХолдинг“ открыла дилерский центр Mitsubishi в Великом Новгороде с населением 250 000. “Наша стратегия – увеличивать свое присутствие в городах с населением меньше 500 000”, – говорит он. Кириллов считает, что, построив дилерские центры в стотысячниках, “АвтоВАЗ” может столкнуться с проблемой оттока продаж из крупных городов в малые. А Наумов из РоАД считает, что стратегия продаж в провинции должна сочетаться с адекватной ценовой политикой “АвтоВАЗа”. “Если автозавод прочно займет нишу автомобилей в диапазоне $5000–6000 и пойдет с ними в регионы, стабильность его бизнеса будет обеспечена”, – полагает он.