Десять лет без права оглянуться


За 10 лет существования “Арх Москвы” успел кончиться столичный строительный бум. Вернее, то, что раньше числили бумом – строительство бешеными темпами нового и снос старого, – стало повседневной практикой, привычной лихорадкой буден жадно прокручивающего неисчислимые бабки города. Вот уже 10 лет “Арх Москва” бодро порхает впереди паровоза, оставляя за собой реальные проблемы архитектуры города, который строится ради процесса строительства и заработка на нем, не желая задумываться, что строит и что ради этой стройки рушит.

Вот уже 10 лет “Арх Москва” пытается создать на неделю в залах ЦДХ идеальный образ отечественной архитектуры, показывая лучшие проекты в наилучшем виде (немного) и разного рода рефлексии на архитектурные темы (некоммерческие проекты становятся все интереснее). Это не вполне удается, потому что жадность заказчика и властная воля оставляют след даже на лучших.

Формально “Арх Москва” – коммерческая ярмарка, на которой архитектурные бюро и разного рода компании, поставляющие необходимые для домостроения товары, на выкупленных экспозиционных площадях заявляют о себе эффектными стендами. Но не в этом смысл выставки “Арх Москва”, которую организует “Экспо Парк. Выставочные проекты” вот уже 10 лет, а последние два года с генеральным спонсором – холдингом “Капитал Груп”. А в утверждении хорошей архитектуры, в равнении на интеллектуальные высоты мирового процесса, идеалы которого доносят до нашей столицы, архитектурными богами забытого города, большие международные звезды.

На этот раз “Капитал Груп” привез Заху Хадид, самую фантастичную особь мировой архитектурной элиты, журнал “AD” организовал встречу с Даниэлем Либескиндом, которого представляет коротко – как автора проекта нового комплекса нью-йоркского Всемирного торгового центра. Хотя и как автор Еврейского музея в Берлине он уже записан в историю мировой архитектуры. Есть и другие знатные гости, но эти – главные. У Захи Хадид есть проекты в Москве, у Либескинда нет. Но это для “Арх Москвы” не имеет значения, главное – они здесь. Возможность встречи со знаменитыми коллегами позитивно влияет на профессиональное самоощущение московских архитекторов, которые вот уже 10 лет не могут задуматься, что проектируют, – заказы не ждут.

На этой “Арх Москве” значение имеют не отдельные работы – реальные и концептуальные проекты. От хай-тековского пафоса Александра Асадова или Сергея Скуратова до малеванного “Дома престарелых футболистов” с зеленой травкой и воротами Александра Бродского. От изысканной экспозиции элитных (очень простых и очень дорогих) домов бюро “Меганом” до запредельно минималистских (в одно окно) домиков с травкой на крыше Евгения Асса. Тут важна атмосфера свободы и дискуссии, которая заражает зрителей своей энергией и желанием понимать, что делаешь.

В разделе “Специальные экспозиции” воспроизведен фрагмент павильона Франции на прошлогодней архитектурной биеннале в Венеции. В огромном зале стоят мониторы, показывающие говорящие головы, стены завешаны текстами, на подставках стоят проекты. Здесь показывают не архитектуру, а дискуссию о ней, потому что сегодня важны не формальные качества, не стиль и не материал, а социальные, экологические и этические проблемы.

В том же разделе выставка гонконгского архитектора Гарри Чанга, привезенная Центром современной архитектуры. Тут все конкретно – фото проектов и их описания. Одна из тем, разрабатываемых Чангом, – рабочее место. Маленький компактный домик для одного клерка, который можно поставить, например, у реки. А можно и в офисе рядом с такими же. Домик этот похож на супертехнологичный сарайчик с лэптопом – метафору запредельного современного одиночества. В этой работе слиты две темы “Арх Москвы” – ориентир на высокотехнологичный стандарт и возвращение к простым жизненным ценностям.