Евро нет доверия


Никто не ожидает, что еврозона может распасться в ближайшее время. Тем не менее заявления итальянских чиновников о необходимости введения лиры и ответы населения Германии, 56% которого хочет вернуть марку, – тревожный сигнал. Возможность развала еврозоны приходится рассматривать при планировании долгосрочных инвестиций, поскольку европейские экономики все дальше расходятся в своем развитии. Да и направленность политических дискуссий в европейских столицах от Лиссабона до Лондона показывает, что европейцы стремятся к ограничению, а не к расширению интеграции. Независимо от того, откажется ли Европа от евро, одна мысль об этом заставляет некоторые европейские финансовые рынки нервничать.

За последний месяц евро подешевел по отношению к доллару почти на 6%. На прошлой неделе европейская валюта частично восстановила позиции, но прогнозы большинства экспертов пессимистичны: до конца года евро опустится еще ниже. Рынок при этом реагирует на такие заявления чиновников, которых бы “в нормальных условиях” просто не заметил, считает директор по исследовательской работе консалтинговой компании 4Cast Алан Раскин. “Рынки реагируют на мельчайшие намеки на сомнения в долговечности евро со стороны официальных лиц”, – поясняет он.

Евро лишь одна из жертв раздражения европейцев. Они недовольны длительной экономической стагнацией и высокой безработицей. А голосование против политических инициатив, таких как евроконституция, гораздо более легкий и безболезненный способ выразить свое недовольство, чем развал еврозоны.

До сих пор не существует никакой юридически оформленной процедуры для выхода страны из зоны евро. “Все [слухи о возможном развале еврозоны] это ненужные спекуляции”, – считает партнер нью-йоркской консалтинговой компании Terra K.Partners.

Вчера на сессии Европарламента в Страсбурге была одобрена реформа Пакта о стабильности и экономическом росте, гарантирующего стабильность евро. Страны, сославшись на “особые обстоятельства”, смогут избежать санкций за слишком большой бюджетный дефицит – по условия пакта, он не должен превышать 3% ВВП. Ослабление бюджетной политики увеличивает сомнения в будущем евро. Они могут заставить многие центробанки пересмотреть свои прежние планы о переводе в эту валюту части резервов. Замдиректора валютной администрации (аналог Центробанка) Гонконга Уильям Райбак заявил недавно, что “прямо сейчас, глядя на евро, я не уверен, что это привлекательный объект для инвестирования”.

Шансы на превращение евро в мировую резервную валюту “невелики”, а инвесторы, пытавшиеся использовать европейскую валюту для диверсификации своих долларовых активов, должны пересмотреть свою стратегию, убежден главный аналитик по рынкам Bank of America Capital Management Джозеф Куинлэн. Провал референдумов по евроконституции во Франции и Нидерландах “подтверждает взгляд на Европу как на раздираемую склоками семью, не желающую и не способную принимать серьезные экономические и политические решения”, пояснил Куинлэн. (WSJ, 9.06.2005, Василий Кашин)