Потанин хочет поделиться


“То, что “Интеррос” собирался выйти из этого бизнеса, – заблуждение. Мы просто ищем лучшие пути для развития компании”, – заявил вчера на брифинге замгендиректора “Интерроса” Сергей Батехин. По его словам, именно для этого “Интеррос” пытался продать акции компании профильному инвестору – немецкому Siemens. Но в апреле Федеральная антимонопольная служба заблокировала сделку. Другой вариант, по словам Батехина, – создание на базе “Силовых машин” национальной энергомашиностроительной компании. “Для этого нужны партнеры. И наиболее вероятным является государство”, – пояснил менеджер. “Интеррос” уже обсуждает такую возможность с “Кремлем, Белым домом и профильными ведомствами”, а наиболее “целесообразный вариант – вхождение государства в уставный капитал “Силовых машин” с долей не менее блокпакета”, рассказал Батехин. Государство может оплатить акции деньгами или внести в компанию активы – НИИ “Технопромэкспорт”, “Атомстройэкспорт” (контролируется Газпромбанком).

“Интеррос” решил сделать ставку на партнерство с государством, после того как чиновники объявили энергомашиностроение “стратегической отраслью, надеждой всей страны”, рассказывает Батехин. Но иностранный профильный инвестор – General Electric, Alstom или Siemens – по-прежнему может получить 25% в “Силовых машинах”. В Siemens, который Батехин назвал “приоритетным инвестором”, комментировать его слова отказались.

Сотрудник администрации президента подтвердил, что вариант, обнародованный Батехиным, прорабатывается чиновниками уже несколько месяцев, но решения по нему пока не принято.

“Интеррос” нашел наиболее “мирный” способ продать хотя бы часть акций “Силовых машин”, считает топ-менеджер одной из машиностроительных компаний. По его мнению, “фактически теперь они предлагают властям ту же идею, что и второй претендент на “Силовые машины” – “Базэл”. Тот уже полгода ждет разрешения ФАС на покупку компании у “Интерроса”. “Но теперь [хозяину “Базэла” Олегу] Дерипаске целиком корпорацию не получить”, – убежден информированный чиновник правительства. “Это называется без меня меня женили: не договорившись с нами, “Базэл” пошел к чиновникам, – иронизирует Батехин. – Но мы с ними переговоры не вели, а возможность их вхождения в компанию обсудим только после того, как нам станет понятна их стратегия по отношению к “Силмашинам”.

Новая затея “Интерроса” не испугала “Базэл”. Сотрудник компании заявил, что с предложениями “Интерросу” “Базэл” выйдет лишь после того, как его заявку одобрит ФАС.

Коллеги-машиностроители не восприняли всерьез новый план “Интерроса”. “Гораздо эффективнее было бы сосредоточить контроль в одних руках – у государства, Siemens или “Интерроса”, – считает замгендиректора “Энергомашкорпорации” Алексей Плещеев. А гендиректор ОМЗ Сергей Липский считает одним из немногих преимуществ крупной компании повышение “лоббистских и маркетинговых возможностей на зарубежных рынках”, но отмечает , что основных проблем отрасли создание такой компании не решит.

“Мы бы предпочли, чтобы “Силовые машины” остались частной компанией”, – отметил Александр Бранис, управляющий директор Prosperity Capital Management, которая владеет миноритарным пакетом акций “Силовых машин”.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова оценивает стоимость всей компании в $364 млн, так что ее блокпакет может обойтись государству в $91 млн. При этом эквивалентного промышленного актива у чиновников нет, подчеркивает она.

“Интеррос” уже пристраивал государству разонравившиеся ему активы. В конце 1990-х он пытался отдать государству свою долю в Ангарской нефтехимической компании, правда, вернуть ее родине “Интерросу” не удалось. Зато в 2003 г. холдинг Потанина продал свой пакет акций “Пермских моторов” полугосударственному “Госинкору”.