Проект “Б”: Завистники Европы


Ликование евроскептиков после провала проекта европейской конституции на референдумах во Франции и Голландии могло бы поутихнуть, если бы они посмотрели, кто радуется вместе с ними. Или, вернее, кто злорадствует.

Это прежде всего бывшие сверхдержавы – США и Россия. Обе последние пять лет взяли курс на национализм и изоляцию. С идеологической точки зрения – да и практически – им на руку доказательства того, что союз наций, основанный на равноправии, свободе и процветании участников, успехом увенчаться не может.

Однако это не так. Европроект – беспрецедентный в истории пример экономической и политической интеграции стран, прежде между собой постоянно соперничавших и воевавших. Нет нужды повторять прописные истины о том, что Евросоюз добился небывалого процветания – причем для большинства его членов, уравняв доходы и превратив аграрные Ирландию, Испанию и Грецию в развитые державы. Всем известен и тот факт, что расширение ЕС способствовало демократизации Европейского континента и укреплению на нем мира и согласия.

Чем же эта красивая картина досадила сверхдержавам – особенно Вашингтону, который стоял у истоков Общего рынка и в послевоенные годы активно способствовал европейскому объединению?

Успех Евросоюза Америке неприятен уже тем, что он подчеркивает отсутствие подобной зоны процветания на ее полушарии. Торговое соглашение с Мексикой ограничено бетонной стеной вдоль границы, а разговор об общем экономическом пространстве с Южной Америкой, который недавно возобновил Буш, вызывает у партнеров лишь циничную улыбку.

Во-вторых, европейцы умудрились построить сильную экономику, сохранив при этом щедрую систему социального обеспечения. В отличие от американцев, они не расслоили свое общество на супербогатых и малоимущих. Европейцы меньше просиживают на работе и больше времени проводят с семьями. При этом Европа более ответственно подходит и к таким проблемам, как помощь бедным странам и защита окружающей среды.

Наконец, американцев, избравших путь односторонних действий на международной арене, раздражает приверженность Европы правовым нормам в международных вопросах, например в иракском.

Администрация Буша уже пыталась посеять раздор в Европе. Всем памятно высказывание главы Минобороны Доналда Рамсфелда по поводу “старой” и “новой” Европы. Любопытно, что уверенность неоконсерваторов в существовании морально здоровых, проамерикански настроенных стран Центральной и Восточной Европы просуществовала ровно до 1 мая 2004 г., когда эти страны вошли в ЕС. Там они быстро сообразили, где им мажут масло на хлеб, и о “новой Европе” перестало быть что-либо слышно.

России Брюссель тоже несет определенную идеологическую угрозу. Успехи новых членов ЕС и стремление остальных восточноевропейских стран добиться чего-то подобного мешают попыткам Кремля предложить своим соседям некую альтернативу. Украинцев тянет в Европу, да и россияне вопреки расхожему мнению тоже не так уж слепы.

Два референдума, даже в странах – основателях ЕС, значат очень немного. Тем не менее в Италии уже прозвучало предложение “временно” отказаться от евро. Уж слишком нетипичен европейский эксперимент для истории, и слишком много у него вдруг появилось влиятельных недоброжелателей.