Бизнес на фотоснимке


В этом году FT в 10-й раз публикует глобальный список, хотя составлять подобные рейтинги (раньше в них входили европейские и британские компании) газета начала 23 года назад. Как в глобальный, так и в региональные списки включаются компании, имеющие не менее 15% акций в свободном обращении. Таким образом, компании, где государство, семья или основные владельцы компании оставляют участникам рынка менее этой доли, в списки не попадают.

Все данные для нынешнего списка снимались по итогам торгов 31 марта 2005 г. и для облегчения сравнения конвертировались в доллары. В таблицах указываются место компании в 2005 г. и 2004 г., страна и капитализация. Дополнительные параметры – сектор, оборот, цена акции, отношение капитализации к прибыли, дивидендная доходность и конец финансового года – можно найти на сайтах FT (www.ft.com/ft500) и “Ведомостей” (www.vedomosti.ru).

Компании можно рейтинговать по разным статистическим показателям, например по обороту, прибыли или числу сотрудников. У каждой методологии есть свои плюсы и минусы. Оборот, например, не совсем верно отражает деятельность банков и финансовых компаний, потому что для них важен доход не только от услуг, предоставленных в текущем году, но и, например, средне- и долгосрочные кредиты и инвестиции, доход от которых может быть реализован через несколько лет. (Кстати, по этой причине в таблицах FT не приводятся данные по обороту финансовых компаний, так как из-за специфики их бизнеса сравнивать их с компаниями других секторов, таких, как производство и услуги, не совсем корректно.) На показатель же прибыли может сильно повлиять разовое списание стоимости активов или инвестиций, которое может даже превратить прибыль в убыток. И не очень понятно, какую из компаний считать лучшей – ту, что получает большой доход, или ту, которой удается заработать высокую прибыль, ведь деятельность даже крупной корпорации с огромным оборотом может быть низкорентабельной.

Одна из основных проблем, связанных с составлением рейтингов не по рыночной капитализации, а по другим показателям, – невозможность оценить компании в единый момент времени. Данные по обороту и прибыли содержатся в годовых отчетах компаний, так что любой рейтинг, на них основанный, будет отражать ситуацию, не соответствующую текущему моменту. У многих компаний финансовый год не совпадает с календарным, а даже если и совпадает, компании публикуют свои годовые отчеты в разное время, иногда с задержкой на полгода. Так что показатели в таких рейтингах могут относиться аж к позапрошлому году.

Сравнение же компаний по рыночной капитализации позволяет сделать своего рода фотоснимок, запечатлев всех участников, попавших в объектив (т. е. тех, чьи размеры позволяют им войти в список). Кроме того, рыночную капитализацию можно считать опережающим индикатором, поскольку цена акции обычно свидетельствует не только о нынешнем положении компании, но и учитывает ожидания инвесторов относительно перспектив ее развития. (FT, 11.06.2005, Михаил Оверченко)