Cамозащита вместо работы


Бывший госсекретарь США Дин Ачесон однажды сказал: “Служебная переписка предназначена не для того, чтобы о чем-нибудь информировать, а чтобы защитить ее участников”. Под этими словами могли бы подписаться многие бизнесмены. К примеру, Джерри Фланн, вице-президент по управлению персоналом одной компании, тратит очень много времени на составление служебных записок. Он делает это для того, чтобы, как он сам выражается, “прикрыть свои тылы”. Более того, документирование всех деловых переговоров и встреч уже давно стало для него “образом жизни”. Он посылает сам себе копии электронных писем, ходит по офису с блокнотом “на пружинках” и разговаривает с сотрудниками о дисциплинарных взысканиях только при свидетелях.

Кроме того, он хранит все старые голосовые сообщения. Он вспоминает, как однажды уволил женщину, которая по дороге домой разразилась пятиминутной тирадой по поводу его поведения и отправила это сообщение по голосовой почте. “Вы даже представить себе не можете, какими словами она меня обзывала”, – говорит Фланн и тут же замечает, что сохранил сообщение на тот случай, если сотрудница подаст иск. Она благоразумно не стала обращаться в суд. Впрочем, даже Фланн признает, что не слишком приятно все время ожидать подножки. “Мне и вправду не нравится так жить, – говорит он. – Но достаточно оступиться всего пару раз, чтобы стать более осторожным”.

Кто виноват?

На прикрытие собственных тылов сотрудники американских компаний тратят немало времени. И на это есть серьезные причины. Стоит только одному сотруднику в чем-то обвинить другого, как весть об этом мгновенно распространяется по офису. Порой все считают, что камень брошен в одного сотрудника, а выясняется, что на самом деле его бросили совсем в другом направлении. Большинству людей хватает одного удара исподтишка, чтобы начать скрупулезно записывать каждое слово любого своего собеседника.

Психологи с легкостью становятся на сторону тех, кто не пренебрегает осторожностью. “Нет ничего дурного в том, что вы обеспечиваете собственную безопасность. Вы должны быть уверены в том, что ни одна деталь не ускользнула от вашего внимания”, – утверждает Гарри Левинсон, бывший профессор Гарвардского университета и один из основателей психоаналитического направления в организационной психологии.

Но разве вас не удручает мысль о том, что больше всех преуспевают именно те, кто уклоняется от любых обвинений и сваливает вину на соседа? “Что ж поделать? Такова жизнь”, – вздыхает Левинсон. Проблема в том, что люди, которые заботятся о своей безопасности, думают не о том, выигрывают или проигрывают их работодатели. Их единственная цель, сделать так, чтобы виноватым считали кого-то другого, полагает Гарри Бресслер. Когда Бресслер был директором по маркетингу одной компании, его коллега, директор по финансам, постоянно рассылал все директивы в письменном виде. Потом он писал повторные сообщения на ту же тему, а кроме того, отправлял всем отчеты с собраний руководства. Он знал, что в случае чего “его ни в чем нельзя будет обвинить”, говорит Бресслер. “У чрезмерно осторожных людей весьма низкая производительность труда, – добавляет он. – Они тратят и свое, и чужое время, чтобы придумать всяческие отговорки и замаскировать любой факт своего недобросовестного отношения к обязанностям”.

Сложно остановиться

На прошлом месте работы Дэниел Кэсл занимал одну из руководящих позиций. Каждый раз, когда кто-нибудь из топ-менеджеров принимал стратегически важное решение, он рассылал записки с требованием поддержать его решение и поставить под ним свою подпись. “Смысл этого действия был предельно прост. Если предложенный проект постигала неудача, то подписи служили доказательством того, что в провале не надо винить одного-единственного человека”, – рассказывает Кэсл.

Он подозревает, что многие его коллеги в свое время пострадали из-за того, что на них переложили чужую вину. “Многие из них работали в государственных учреждениях, а там перекладывание вины на соседа считается стандартной процедурой”, – говорит он. Как бы то ни было, Кэсла оскорбляло такое отношение и он перестал подписываться под сообщениями.

Есть и другие способы защитить себя от необоснованных обвинений. Например, Кэролан Уишэл придвигает к двери кабинета кресло и подпирает ручку двери его спинкой, чтобы никто не мог к ней войти. Таким образом она защищается от неожиданного вторжения. По ее словам, она поняла, что когда выходишь на тропу войны, надо внимательно следить за флангами. “Я протоколирую каждую беседу, ставлю на документе дату и переписываю с экрана компьютера точное время”, – рассказывает Уишэл, которая сейчас работает в одном медицинском вузе. “А еще я сохраняю копии всех электронных писем, которые посылаю. Кроме того, я распечатываю копии писем и складываю их в специальную папку”.

Но откуда у нее берется на все это время? Уишэл признает, что “составление протоколов бесед отнимает много времени и доставляет массу неудобств, а лишние письма засоряют почтовый ящик”. Тем не менее ей совсем не жаль часов, потраченных на эту работу. Ведь еще больше времени потребуется на восстановление незапротоколированных бесед. А это все равно придется делать, если что-нибудь произойдет.

“Меня всегда настораживают электронные письма, на которых стоит значок СС (сделана копия). Когда я вижу во входящих сообщениях в моем ящике подобное письмо, в моей голове тут же раздается тревожный звоночек”, – говорит Сэм Гай, координатор оптовых продаж одной фармацевтической компании. Его совет – с этого момента все тщательно документировать.

“Они оставляют след, и вам необходимо поступать так же”, – говорит он. Он начинает принимать все меры предосторожности, если получает поручение на словах, если имеет дело с известным разносчиком слухов, во всех случаях, когда не прописаны необходимые процедуры, если получает письмо, копия которого отправлена руководителю, а также всегда, “когда есть хотя бы минимальный намек на отдел кадров”. (WSJ, 8.06.2005, Мария Подцероб)