“Газпром” передумал


Об отказе “Газпрома” реализовать опцион на выкуп доли в словацкой Slovensky Plynarensky Priemysel (SPP) сообщил в пятницу зампред правления монополии, гендиректор “Газэкспорта” Александр Медведев. Причины этого решения он называть не стал. А представитель “Газпрома” назвал эту сделку “экономически нецелесообразной”.

В марте 2002 г. правительство Словакии выставило на торги 49% акций SPP. Тендер по покупке этих акций выиграл консорциум из трех компаний – “Газпрома”, Ruhrgas и Gas De France: партнеры предложили за этот пакет $2,7 млрд. Каждая из компаний должна была заплатить по $900 млн. Однако у “Газпрома” таких денег не нашлось, и за него заплатили остальные участники консорциума. А “Газпром” получил опцион на выкуп 16,3% акций у партнеров. В прошлом году представители “Газпрома” еще раздумывали над исполнением опциона и даже вели переговоры с банками, которые могли финансировать выкуп доли в SPP у Ruhrgas и Gas De France. Однако переговоры осложнились тем, что европейские компании попросили произвести расчеты не в долларах, а в евро.

Но “Газпром” продолжит сотрудничество с SPP. Оно будет “реализовано через контрактные обязательства”, сказал Медведев. Но “для красного словца ни в какие проекты входить не будем”, – резюмировал он. В Gas De France и Ruhrgas “Ведомостям” отказались комментировать решение “Газпрома”.

Но эксперты считают решение “Газпрома” правильным. Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает чересчур высокой запрошенную партнерами “Газпрома” цену пакета. По его словам, под большим вопросом находится судьба Украинского трубопроводного консорциума, а без контроля над участком трубы на Украине 16% в SPP ничего не дают. “Три года назад “Газпром” только начинал покупать зарубежные активы, а сейчас пришло понимание, что средства, которых и так не очень много, не стоит распылять”, – рассуждает эксперт. По мнению Нестерова, “Газпрому” стоит сосредоточиться на строительстве Северо-Европейского газопровода.

А Сергей Глазер из Vostok Nafta добавляет, что “Газпром” активно готовится к разработке Штокмановского месторождения. “Штокмановское месторождение и Северо-Европейский трубопровод выглядят более приоритетными проектами”, – уверен Глазер. Он соглашается, что украинский консорциум фактически признан несуществующим, а без него “Газпрому” не имеет смысла покупать долю словацкой трубы. “Идея иметь в собственности традиционный экспортный путь утратила свою привлекательность”, – резюмирует он.