“Газпром” рвется на Сахалин


Газпром” долго не проявлял интереса к сахалинским проектам. Но когда нашлись зарубежные покупатели на газ “Сахалина-2”, монополия начала выторговывать у Shell долю в этом проекте. А после обещания государства отдать “Газпрому” “Роснефть” за 10,74% акций концерна (их правительству недостает до контроля над монополией) он нацелился и на сахалинские проекты нефтяной компании.

Потом государство раздумало отдавать “Роснефть”, а акции “Газпрома” решило выкупить за деньги (на бирже 10,74% “Газпрома” стоит $7,3 млрд). Но монополия не оставила желания работать на Сахалине и готова купить у “Роснефти” долю в здешнем проекте. “Газпром” планирует потратить деньги от продажи акций “на дальнейшую экспансию”, сообщил в пятницу на пресс-конференции глава “Газэкспорта” Александр Медведев. “Я не исключаю, что эти сделки могут касаться активов “Роснефти”, – цитирует Медведева Reuters. – Не исключаю, что мы сможем сделать предложение по “Сахалину-1”, от которого “Роснефть” не сможет отказаться экономически”.

“Пока мы не собираемся продавать долю в “Сахалине-1” и никаких предложений от “Газпрома” не получали”, – удивляется представитель “Роснефти”. Судьба предложения будет зависеть от того, “что монополия предложит взамен”, говорит он.

“Роснефть” сейчас в непростом положении, ей нужны деньги, ведь долги компании приближаются к $20 млрд, напоминает аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров. Она будет вынуждена пойти на сделку, а ориентиром цены станет $1 млрд, за который “Роснефть” в 2001 г. переуступила 20% “Сахалина-1” индийской ONGC, считает он. “Роснефть” может продать свою долю за $0,7–1 млрд, считает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Он опасается, что сделка не будет выгодна “Газпрому”, ведь в конце прошлого года газовый монополист купил за $1,7 млрд у “Роснефти” доли в шельфовых проектах, в частности в Приразломном месторождении. Тогда аналитики посчитали, что концерн переплатил. Представитель ExxonMobil – основного участника “Сахалина-1” – от комментариев отказался, объяснив, что “Газпром” не предлагал выкупить долю его компании.

Монополия не хочет упускать и другие возможности зайти в “Сахалин”. Вместе с “ЛУКОЙЛом” она может поучаствовать в аукционе на “Сахалин-3” – в зависимости от условий торгов, заявил Медведев. “Газпром” – наш стратегический партнер, у нас есть совместный проект на Ямале, а риски по крупному проекту всегда лучше делить с сильным партнером”, – пояснил представитель “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский, однако добавил, что решения о совместном участии в торгах не принято.

Не оставляет “Газпром” и надежду зайти в “Сахалин-2”. “Мы предполагаем стать акционерами Sakhalin Energy на 25% плюс 1 акция, – сказал в пятницу Медведев. – А в проекте “Заполярное-Неоком” в качестве акционера появится компания Shell”. Ранее он упоминал, что Shell может получить 50% в проекте разработки неокомских залежей Заполярного месторождения. “Мы существенно продвинулись в переговорах об обмене долями, но окончательного решения не приняли”, – прокомментировал это представитель Shell.

Сахалинские проекты нужны “Газпрому”, ведь он с опозданием понял, что надо идти на рынок СПГ, напоминает Нестеров. Но сахалинские проекты требуют больших инвестиций, а отдача будет не скоро, возражает президент Института энергетической политики Владимир Милов. Размениваясь по мелочам, “Газпром” может потерять возможность купить крупный актив, например “Сибнефть”, рассуждает он. “Покупать “Сахалины” лучше, чем непрофильные нефтяные активы”, – парирует Лукашов из “Атона”.

“Мы сейчас ищем наиболее интересные активы, которые соответствуют нашей стратегии, но конкретных решений о покупках еще не принимали”, – пояснил представитель “Газпрома” Сергей Куприянов. Источник в “Газпроме” добавил, что от идеи купить “Сибнефть” в монополии не отказались.