Ланселот Рогозин


“Родина” устроит в России “антиолигархическую, антикоррупционную революцию”, пообещал лидер партии Дмитрий Рогозин на ее пятом съезде в гостиничном комплексе “Измайлово”. 11 июня туда съехались делегаты из 78 российских регионов. Мировое социалистическое движение представляли бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт и заместитель руководителя международного отдела ЦК компартии Китая Ли Хунцай. В фойе были развешаны самодельные плакаты с фоторепортажами о забастовках против “грабительской политики” Кудрина – Грефа.

Задача партии – “убить дракона”, доложил Рогозин. У олигархической гидры, по его описанию, три головы – преступность, сырьевой бизнес и коррумпированное чиновничество. По мнению Рогозина, власти с головами не справиться, поскольку она сама – “хвост дракона”. Речь лидера постоянно прерывалась овациями.

Председатель президиума и главный спонсор “Родины” Александр Бабаков выступил с дайджестом экономической программы, которую Рогозин презентовал полтора месяца назад. Вместо “обещанной реформаторами-либералами социально ориентированной рыночной экономики [...] страна получила криминально-анархический базар”, напомнил Бабаков основную мысль программы. Поэтому необходимо действовать радикально: провести “национализацию в стратегически важных отраслях” и увеличить долю государства в крупных корпорациях. Какие отрасли считать стратегическими, Бабаков не пояснил.

А председатель профсоюза шахтеров из Кузбасса “Росуглепроф” Иван Мохначук поделился мнением, что Рогозин – “самый достойный кандидат в президенты”.

Никаких содержательных решений на съезде принято не было. Сам Рогозин объяснил, что мероприятие было необходимо для того, чтобы презентовать экономическую программу. “Родинцы” приняли стратегию развития партии, основная задача которой, по выражению Рогозина, – это “утверждение социал-патриотической идеологии в качестве господствующей в стране”.

Рогозину было важно сделать заявку на лидерство в сегменте социал-патриотов, говорит Андрей Рябов из Международного центра Карнеги. У “Родины” есть перспектива стать наиболее значимой политической силой на думских выборах 2007 г., тем более что в регионах вовсю идет слияние электоратов “Родины” и КПРФ, напоминает политолог.

“Родина” – один из самых эффективных брэндов российской политики, полагает руководитель группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин. По его мнению, Рогозин пытается отнять националистический электорат у Владимира Жириновского и имеет все шансы преуспеть. За последние полгода “Родина” успешно провела сразу несколько кампаний по выборам в региональные парламенты. В Тульской области блок, созданный на основе “Родины”, набрал 12%, а в Воронежской области с 21,2% “Родина” уступила только “Единой России”(29,9%). Потенциал “чрезмерно националистичных рогозинцев” отмечает и глава Центра политических технологий Игорь Бунин. “На этой волне ее лидер может представлять угрозу Кремлю во время раскручивания президентского преемника”, – полагает он.

Впрочем, грандиозные планы “борца с драконами” могут разбиться о партийный быт. Соратник Рогозина по думской фракции, вице-спикер Сергей Бабурин от посещения съезда отказался, а накануне дал понять, что готов оспаривать брэнд “Родины”, который “изначально принадлежал блокообразующей партии СЕПР во главе с Василием Шестаковым”. По мнению Бабурина, у Шестакова отняли “Родину” нечестным путем. Другие члены фракции в перспективы отъема партии не верят. “За Рогозиным действительно зарегистрированы торговая марка “Родина” и политическая партия в Минюсте”, – рассказывает депутат Госдумы, экс-председатель СЕПР Елена Мухина. Отобрать “Родину” у Рогозина Минюст может в случае нарушений закона “О политических партиях”, допускает она. Но Рогозин будет стоять за брэнд до конца. “Мы кость в горле у многих. Его намерения [Бабурина в оспаривании партийного брэнда] могут отразиться на его статусе во фракции и в Госдуме”, – отвечает он Бабурину.