Месть старой экономики


“Местью старой экономики” назвал Goldman Sachs подъем ведущих нефтяных компаний. ExxonMobil, BP, Royal Dutch/Shell и Total входят в двадцатку мировых лидеров, тогда как многие компании новой экономики вовсе выпали из списка. Среди них – Nortel Networks, которая пять лет назад занимала 31-е место, и Lucent Technologies, бывшая на 9-м месте с $237 млрд.

Авиакомпании и многие производители уже страдают от высоких расходов на топливо. Дорогая нефть может сделать потребителей более скупыми, что нанесет удар по розничной торговле. Но никто не понес таких потерь, как автомобилестроительные компании США. Американцы, любящие разъезжать на внедорожниках, вдруг столкнулись с необходимостью отдавать $70, чтобы наполнить топливный бак. Пожирающие бензин машины стали быстро терять популярность. Кредитные рейтинги General Motors и Ford Motor были снижены до спекулятивного уровня. Обе компании резко упали в списке FT; GM сейчас стоит лишь $16,6 млрд, скатившись со 189-го на 360-е место.

Toyota же ответила на дорожающую нефть выпуском автомобилей, частично работающих на электричестве. Продажи компании растут, она занимает 18-е место в списке FT и в ближайшие годы может оттеснить GM с места мирового лидера.

Саудовская Аравия увеличила свое представительство в списке с четырех до восьми компаний. Быстрому росту экономики помогает та же нефть: в 2004 г. ее экспорт составил рекордные $106 млрд, тогда как в предыдущие пять лет страна экспортировала в среднем $69 млрд в год. Saudi Basic Industries заняла 22-е место со $128,8 млрд. Приток нефтедолларов в страну помогает росту как фондового рынка, так и банковского сектора. Еще полтора года назад в самой Саудовской Аравии мало кто знал о Saudi American Bank. Но когда Citigroup решила избавиться от своих 20% в существовавшем 23 года совместном предприятии, этот пакет был продан на рынке, а новое руководство банка провело реорганизацию. Ее успех позволил Samba Financial (так теперь называется банк) занять 160-е место с $33,5 млрд. Он лишь на $0,5 млрд отстает от Apple Computer, вернувшейся из забвения благодаря суперпопулярному плейеру iPod.

Не только нефть занимала умы руководителей компаний в прошедшем году. Procter & Gamble завершает сделку по покупке Gillette за $57 млрд, и капитализация объединенной компании составит около $200 млрд. Она бросит вызов Wal-Mart не только в рейтинге ($212,2 млрд), но и в бизнесе: по словам идеолога слияния гендиректора Gillette Джима Килтса, так будет легче добиваться скидок на поставку товаров в крупные торговые сети, такие как Wal-Mart.

Крупнейшее международное слияние европейских банков организовал Эмилио Ботен, председатель совета директоров испанского Banco Santander Central Hispano. Купив британский Abbey National за 8,9 млрд фунтов стерлингов ($16,3 млрд), он реализовал свою мечту – ввести банк в десятку крупнейших мира по капитализации (46-е место с $76,1 млрд).

Другой испанский бизнесмен, Амансио Ортега, поднял возглавляемую им Inditex, материнскую компанию производителя одежды Zara, на 319-е место. Самый богатый человек Испании практически не появляется на публике. Друзья говорят, что он чувствует себя неуютно среди представителей испанской элиты, получивших богатство по наследству, ведь он начинал помощником в галантерейном магазине. Но предпринимательской смекалки Ортеге не занимать: он так организовал логистику, что резко сократил складские расходы и время на доставку. Сегодня компания может поставлять новые коллекции в 800 магазинов в Европе каждые две недели. В 2004 г. Inditex каждый день открывала новый магазин: теперь у нее 2200 магазинов в 56 странах.

Регуляторы в прошедшем году не оставляли компании в покое. Прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер повел атаку на страховую династию Гринбергов. В октябре он обвинил страхового брокера Marsh & McLennan (-181 пункт) в ограничении конкуренции и обмане клиентов и добился смещения гендиректора Джеффри Гринберга. Его отцу Морису Гринбергу пришлось оставить посты гендиректора и председателя совета директоров AIG весной, когда Спитцер вел расследование относительно фальсификации бухгалтерской отчетности в страховой компании. AIG опустилась с 7-го на 16-е место. (FT, 11.06.2005, Михаил Оверченко)