Назад в 2002 год


В нынешнем году их снова четыре. В то время как капитализация мирового рынка росла (500 крупнейших компаний подорожали с $17,137 трлн до $18,947 трлн, а цена входного билета выросла с $10,9 млрд до $12,7 млрд), российский рынок сползал вниз. За год (с 25 марта 2004 г. по 31 марта 2005 г.) индекс РТС потерял 5,3% (см. стр. В1). За боротом FT-500 остались РАО “ЕЭС России” и “Норильский никель”, капитализация которых снизилась примерно до $12,5 млрд. А “ЮКОС” теперь стоит всего $1,26 млрд (год назад – $29,42 млрд).

Первая российская компания появилась в FT-500 в 1997 г. – это был “Газпром” с капитализацией $7,9 млрд. Но следующий кризисный год подкосил даже газового гиганта. По-настоящему наша страна обосновалась в престижном списке лишь с 2002 г.: тогда в число мировых лидеров попали “ЮКОС”, “Газпром”, “Сургутнефтегаз” и “ЛУКОЙЛ”. На следующий год россиян было уже пять, в 2004 г. – семь.

Та же тенденция видна и в списке 100 крупнейших компаний Восточной Европы: количество россиян сократилось с 45 до 39. И причина все та же: пока наш фондовый рынок метался вверх-вниз, рынки Восточной Европы бурно росли. Фондовый индекс Венгрии, например, взлетел на 56,5%.

“Падение капитализации крупнейших российских компаний пугает, ведь быть в списке FT почетно как для компаний, так и для страны, – говорит гендиректор “Атона” Александр Кандель. – Очевидно, что мы проигрываем Восточной Европе по росту фондового рынка из-за дела “ЮКОСа” и других политических рисков”.

Ровно теми же факторами объясняет снижение капитализации “Норильского никеля” директор управления по связям с инвесторами “Норникеля” Дмитрий Усанов. А агентство Fitch Ratings и вовсе характеризует инвестиционный климат страны как “враждебный”. “Отток капитала из России, который Fitch оценивает в $33 млрд в 2004 г., отражает сложный деловой климат и глубокое недоверие к институтам и правам собственности в стране”, – отмечает в последнем отчете Эдвард Паркер, старший директор группы суверенных рейтингов Fitch.

Правда, у снижения капитализации РАО ЕЭС другие причины, напоминает вице-президент инвестбанка “Траст” Андрей Зубков, ведь в 2007 г. РАО перестанет существовать как единая компания. А президент Объединенной финансовой группы Илья Щербович считает, что список FT не является индикатором инвестиционной привлекательности российских компаний. Наоборот, инвесторов интересуют дешевые компании с большим потенциалом роста, отмечает Щербович.

Примером такой компании может служить “РБК – Информационные системы”, которая в 2002 г. провела IPO, получив капитализацию в $83 млн, а в этом году уже вошла в восточноевропейский список FT с показателем $364 млн. В этом году в поле зрения газеты попали сразу несколько российских новичков, заработавших капитализацию в результате IPO. АФК “Система” с капитализацией $7,84 млрд и Стальная группа “Мечел” ($3,42 млрд) вошли не только в восточноевропейский список, но и заняли 254-е и 465-е места соответственно в списке 500 крупнейших компаний Европы. Директор департамента по связям с инвесторами “Мечела” Ирина Острякова расценивает это как вхождение компании в элиту мирового бизнеса. “Нельзя сказать, что “Система” сразу же получит от этого баснословную выгоду, но для многих инвесторов этот рейтинг служит ориентиром для формирования портфелей”, – говорит директор по связям с инвесторами “Системы” Андрей Близнюк.

В следующем году “российский” список FT может еще расшириться. Ведь в ходе недавних IPO рынок оценил торговую сеть “Пятерочка” в $2 млрд, а металлургическую компанию “Евразхолдинг“ – в $5,1 млрд. Президент Brunswick UBS Марлен Манасов радуется тому, что все больше компаний становятся по-настоящему частными, публичными и прозрачными, но указывает и на опасную тенденцию: “Немало лидеров рынка, наоборот, уходят в тень государства и становятся менее эффективными и привлекательными для инвесторов”.