Нижегородцы стали скромнее


Смена приоритетов

Как считает Елена Соловьева, директор по продажам АН “Адрес”, возросшая активность носит локальный характер: спросом пользуется преимущественно небольшое, малокомнатное жилье. Это касается всех секторов рынка – как дешевого жилья, так и жилья бизнес-класса. Хорошо продаются как одно-двухкомнатные хрущевки, так и аналогичные квартиры в новых микрорайонах, например в Советском районе за ТЦ “Этажи”.

По мнению Антона Кузнецова, менеджера АН “Чекни”, спрос на дорогие квартиры удовлетворен. Кузнецов констатирует крайне низкий спрос на полярные типы жилья – самое дешевое, с изъянами (отсутствуют какие-либо удобства, например горячая вода), и самое дорогое – очень большие квартиры. Все остальное продается достаточно успешно.

Особенности спроса риэлторы объясняют просто: сменился основной участник рынка, большая часть покупателей – люди небогатые. Это подтверждает и возросший спрос на ипотеку. А новые предложения на рынке жилищного кредитования, по мнению Кузнецова, в свою очередь стимулируют рынок. Городской ипотечный банк начал выдавать рублевые кредиты (до этого предоставлялись только валютные), предложил свою программу Нижегородский филиал Банка Москвы. Но лидером по-прежнему остается Сбербанк. Покупателям интересны и предложения жилищно-накопительных кооперативов, которые предоставляют кредиты под минимальные проценты – до 6% годовых.

Елена Соловьева сообщила, что в “Адресе” до 15–18% сделок в мае прошли с использованием заемных средств. Конечно, в целом доля сделок с кредитами меньше, но она существенно выросла по сравнению с прошлым годом, когда сделки с использованием кредитов были единичными.

Видимо, наступила пора, хотя и никем не определенного, среднего класса. “Значительный рост тарифов на коммунальные услуги заставляет клиентов осторожно относиться к квартирам с большими площадями. Покупатели в возрасте “за сорок” соотносят коммунальные расходы с будущей пенсией”, – говорит она.

Новая тенденция на рынке жилья – попытка избавиться от излишков жилплощади. Активность в этом направлении в первую очередь стали проявлять пенсионеры, проживающие в больших квартирах, которым стало не по силам оплачивать такое жилье. “Но продать трехкомнатную хрущевку трудно. Это малоликвидный товар, и цена таких квартир невысока”, – считает Соловьева.

Дорогая парковка

Покупатели более комфортного и дорогого жилья тоже стали более избирательны и требовательны. Рынок предлагает достаточно большой выбор, жилье перестало быть дефицитом, и при покупке взвешиваются все плюсы и минусы. Особое значение для покупателей жилья, особенно в Нагорной части города, приобретает наличие места для автомобилей. Бывает, что от покупки отказываются только по той причине, что нет ни гаража, ни парковки, ни даже охраняемой стоянки хотя бы в пяти минутах ходьбы от дома. Наличие же места для машины повышает не только ликвидность квартиры, но и ее цену. “Парковка или гараж оплачиваются отдельно. Стоимость парковочного места достигает $14 000–15 000. И цена жилья возрастает при наличии парковки или гаража примерно на 10%”, – рассказала Елена Соловьева.

Большее внимание покупатели стали обращать на благоустройство дворов. Если раньше спрашивали о наличии детского сада или школы по соседству от дома, то теперь смотрят, есть ли поблизости супермаркет. Садик и школу выбирают уже не по территориальному признаку, а по качеству услуг и образования, а для маленьких детей все чаще нанимают няню.

Особая категория потребителей – покупатели элитного жилья. По мнению Антона Кузнецова, спрос этой категории клиентов тоже не удовлетворен. То жилье, которое застройщики, а вслед за ними и собственники называют элитным, таковым по сути чаще всего не является. Нельзя же считать элитным многоквартирный дом только потому, что он расположен на одной из центральных улиц, к тому же достаточно шумной. Квартиры, которые действительно можно отнести к категории элитных, по мнению Кузнецова, на рынок практически не выходят, продаются в обособленном кругу. Такого жилья мало, а нового, соответствующего требованиям, рынок пока не предлагает.

Цены не растут

Повышение активности на вторичном рынке на ценах пока никак не отразилось. Продавцы рады открывшейся возможности продать жилье, а покупатели не настаивают на снижении цены, если им не хватает $2000–3000, а берут кредит, понимая, что продавцу чаще всего нужны не деньги, а другое жилье.

Валентина Уварова, директор АН “Успех”, говорит, что число обращений с вопросами об ипотеке снизилось. “Зато каждый обратившийся теперь становится клиентом фирмы и покупает квартиру с помощью кредита. Клиенты занимают, как правило, небольшие суммы – $4000–5000”, – говорит она.

Обороты рынка замедлились еще и из-за трудностей с регистрацией. Если раньше, по словам Уваровой, сделка оформлялась за месяц-полтора, то сейчас при обращении клиента с неприватизированной квартирой приходится рассчитывать не менее чем на три месяца. Часть неприватизированных квартир не попадает на рынок, потому что их хозяева по разным причинам не могут оформить приватизацию. Стоимость оформления сделок тоже возросла – клиенты охотно перекладывают на риэлторов самую проблемную часть сделки. Вдобавок к прежним трудностям орган регистрации ввел предварительную выдачу талонов. Теперь половина инспекторов только выдает талоны на регистрацию, а другая половина – принимает документы. Это снизило пропускную способность центров регистрации, но проблем с очередями не сняло. Возник еще и подпольный рынок талонов, создающий новую почву для коррупции.