Обещанного пять лет ждут


В 1998 г. правительство освободило “Аэрофлот” от уплаты таможенных пошлин и НДС за ввоз в страну 27 самолетов Boeing и Airbus при условии закупки отечественных лайнеров. По оценке “Ильюшин Финанс”, “Аэрофлот” сэкономил на этом около $400 млн. В 1999 г. перевозчик заключил соглашение с лизинговой компанией на поставку шести Ил-96-300 стоимостью около $45 млн каждый. В первоначальном документе были указаны ежемесячные лизинговые платежи в $350 000 за лайнер, но в ноябре 2002 г. “Ильюшин Финанс” представила “Аэрофлоту” новый проект договора, в котором лизинговая ставка выросла до $500 000. Компания объяснила это повышением требований самого перевозчика к оснащению самолета и отделке салона. “Аэрофлот” такой контракт подписывать не стал, а в декабре 2002 г. “Ильюшин Финанс” обратилась в московский арбитражный суд с требованием обязать авиакомпанию заключить договор и выиграла иск. Но затем стороны договорились решить конфликт во внесудебном порядке. За время переговоров “Ильюшин Финанс” успела продать четыре аэрофлотовских Ил-96. Два лайнера были законтрактованы кубинской Cubana Aviation, а еще два – KrasAir.

Договориться “Аэрофлот” и “Ильюшин Финанс” смогли только по истечении пяти лет. 2 июня контракт подписал сам “Аэрофлот”, а 10 июня – “Ильюшин Финанс”, рассказал “Ведомостям” гендиректор компании Александр Рубцов. Первый самолет по условиям контракта “Аэрофлот” должен получить через 18 месяцев после перевода аванса. Последний – в 2008 г. Платежи начнутся после того, как контракт одобрят акционеры обеих компаний. Представитель “Аэрофлота” подтвердил эту информацию.

Официально лизинговые ставки в компаниях не называют, но, по словам двух близких к сделке источников, “базовый” ежемесячный платеж “Аэрофлота” составит около $320 000 в течение 15 лет. Еще около 25% составят субсидии бюджета, а вместе с НДС общая лизинговая ставка приблизится к $500 000, добавляет один из собеседников “Ведомостей”. “Условия жесткие, чистый доход “Ильюшин Финанс” составит от этой сделки около 1–2%”, – отмечает другой источник.

“Для “Ильюшина” это действительно маловато”, – соглашается гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Чистый доход лизинговой компании по нашим сделкам доходит до 3%, добавляет гендиректор авиакомпании “ЮТэйр” Андрей Мартиросов. “Контракт вполне нас устраивает, хотя Ил-96 – не самый современный самолет, – подтверждает начальник службы планирования и развития парка “Аэрофлота” Сергей Колтович. – Он на два-три поколения отстает от выводимых вскоре на рынок Boeing-787 и Airbus-350, но мы выполняем свои обязательства перед государством”.