Простили


В минувшую субботу в Лондоне министры финансов стран “большой восьмерки” договорились простить долги беднейшим странам мира. По словам идеолога инициативы, министра финансов Великобритании Гордон Браун Брауна, 18 странам будут списаны полностью и незамедлительно долги Международному валютному фонду (МВФ), Всемирному банку (ВБ) и Африканскому банку развития (АБР). G8 оценивает общую сумму списываемого долга в $40 млрд, из них на долю России придется $2,2 млрд. А министр финансов Германии Ханс Айхель заявил, что в течение ближайших полутора лет будет принято аналогичное решение еще по девяти беднейшим странам и сумма прощенного долга может вырасти до $55 млрд.

Лидеры африканских стран восприняли решение G8 как должное. “В моей стране считается, что более состоятельные должны помогать бедным, это просто их моральный долг“, – сказал в интервью ВВС Джон Нагенда, советник президента Уганды. “Теперь у нас будет достаточно средств на образование, здравоохранение и прочие социальные программы”, – цитирует агентство Reuters министра финансов Замбии Нганду Маганде.

МВФ и Всемирный банк будут покрывать списание долгов за счет имеющихся ресурсов, а правительствам стран “большой восьмерки” придется выплачивать им дополнительные взносы. Например, в течение 10 лет Британия должна будет выплатить ориентировочно $700–960 млн, а США – $1,3–1,75 млрд. Что касается финансового участия России, то она “будет участвовать в дополнительных взносах, но сумма будет сейчас уточняться”, цитирует “Интерфакс” министра финансов РФ Алексея Кудрина.

Инициатива может решить гуманитарные и экономические проблемы 18 стран, считают эксперты. “Если в этих странах станет расти ВВП на душу населения, это приведет к улучшению инвестиционного климата, – говорит руководитель африканских исследований в EIU Пратиба Тэкер, – поскольку и коррупция, и междоусобные войны проистекают прежде всего от нищеты местного населения”. “Впрочем, – предупреждает Тэкер, – это требует огромных усилий со стороны правительств стран, которым простили долги”. А Ричард Макормик, эксперт CSIS, полагает, что основная часть долга была безнадежной. “Это бедные страны, и шансов на то, что они вернут долг, практически не было”, – соглашается она.