Путин уже не добрый царь


Все ведущие социологические службы регулярно спрашивают россиян, доверяют ли они президенту. По данным большинства социологов, рейтинг доверия Владимиру Путину стабильно составляет около 65–70%. Но его структура начинает меняться: те, кто раньше безусловно доверял первому лицу страны, теперь менее категоричны в оценках. В прошлом декабре среди россиян, опрошенных социологами компании “Башкирова и партнеры”, полностью доверяли президенту 30%, а скорее доверяли – 38,7%. В конце мая соотношение изменилось на 22,7% против 47,9%. Похожие результаты и у ROMIR Monitoring. В мае прошлого года полностью доверяли Путину 29%, скорее доверяли – 55%. В январе 2005 г. о полном доверии президенту сообщил 21% респондентов, а о частичном – 44%. Данные “Левада-центра” показывают, что в марте 2004 г., сразу после переизбрания на второй срок, Путин вызывал полное доверие у 19% россиян и еще 57% доверяли ему частично. В нынешнем феврале таких было 13% и 52% соответственно. Правда, в начале года рейтинг президента упал из-за монетизации льгот, напоминает замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин.

В течение первого срока правления люди ждали от Путина чуда, а потом “качество” доверия к нему стало снижаться, поясняет ведущий аналитик из компании “Башкирова и партнеры” Александр Музафаров. В мае его компания закончила исследование, в котором образ Путина сравнивали с образом идеального президента. Выяснилось, что за последний год доля граждан, убежденных в “безгрешности” российского лидера, упала с 50% до 32,2%. “Путин в глазах народа уже не добрый царь, его восприятие становится все более рациональным: люди видят в нем реального политика – нормального, хоть и не идеального президента”, – говорит Музафаров. Население понимает, что Путин может не все и в некоторых областях “результатов его работы пока не видно”, добавляет гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Правда, по мнению Гражданкина из “Левада-центра”, о тенденции говорить пока рано: рейтинг президента колеблется постоянно под влиянием слишком большого количества факторов.

Социологи по-разному оценивают последствия изменений в структуре рейтинга. Идеализация может смениться резким разочарованием, а рациональная оценка более стабильна и ею проще управлять, говорит Музафаров. А по мнению Федорова, формирование “рационального” рейтинга “требует более основательной и упорной работы, чем создание сиюминутной эмоции у толпы”. К тому же судить о результатах работы такого политика люди будут по его делам, отождествлять личность президента с проводимыми при нем реформами, добавляет Игорь Минтусов из группы политконсалтинговых компаний “Никколо М”. “Мне известно мало случаев, когда реформы поднимали бы рейтинги политиков, – поясняет он. – Так что на популярности Путина теперь будут отражаться любые радости и печали электората”. Эмоциональное восприятие политиков подвигает население на “цветные революции”, а популярность лидеров, оценка которых более рациональна, не столь очевидна, добавляет Игорь Писарский, президент PR-агентства “Р.И.М.”.

В Кремле следят за данными социологических опросов, признает источник в администрации президента. Но для чиновников Старой площади “важнее” не то, сколько россиян одобряет работу президента, а “то, что беспокоит людей” и “на какие проблемы нужно обратить больше внимания”, уверяет он.