Россия выходит из моды


С начала 2005 г. выручка “ВымпелКома” и МТС оказывалась ниже ожиданий рынка. Это вынудило аналитиков большинства инвестбанков снизить краткосрочные прогнозы роста доходов. Рынок также испугался неожиданно резкого снижения ARPU сотовых операторов в I квартале 2005 г. У “ВымпелКома” этот показатель снизился на 19%, у МТС – на 20%. За два дня после того, как МТС объявила результаты I квартала (“ВымпелКом” сделал это днем позже), акции обеих компаний упали на 10%. В целом за три месяца акции МТС подешевели на 18%, “ВымпелКома” – на 14%.

“Сейчас на рынке мало покупателей и много продавцов, – рассказывает аналитик “Атона” Елена Баженова. – Инвесторы переориентируются на сотовые рынки Пакистана, Африки и некоторых арабских стран. Там компании могут пока похвастаться ростом до 200% в год”. Аналитик “Ренессанс Капитала” Ольга Жилинская соглашается, что инвесторы стали больше обращать внимания на африканские и азиатские рынки.

Впрочем, аналитики и инвесторы по-прежнему считают сотовые компании привлекательными, списывая нынешние трудности на “переходный период”. По словам старшего аналитика Brunswick UBS Владимира Постоловского, у российских сотовых компаний завершается “эпоха роста” и начинается “эпоха накопления”. Он уверен, что к концу года акции компаний подорожают примерно на 40%, подобные прогнозы и у Жилинской из “Ренессанс Капитала” и содиректора аналитического отдела Объединенной финансовой группы Алексея Яковицкого.

Управляющий партнер Kazimir Partners Дмитрий Крюков подчеркнул, что сейчас у компаний “меняется целый пласт инвесторов”. “Уходят те, которые ориентировались на рост”, – говорит Крюков. Его фонд думает сейчас, наоборот, докупить пакеты акций сотовых операторов. Он полагает, что выручка компаний в 2006 г. вырастет еще на 30%, а в 2007 г. – на 15–25%. Жилинская считает, что выручка МТС и “ВымпелКома” вырастет на 30–40% в 2005 г., а в 2006 г. – только на 15%. “Это хорошие показатели по сравнению с западными аналогами и один из самых высоких темпов роста по сравнению с развивающимися странами”, – считает тем не менее Жилинская. Она указывает, что с 2006 г. сотовые операторы начнут привлекать инвесторов ростом свободных денежных потоков, а значит – увеличивающимися дивидендами и возможным выкупом собственных акций на рынке.

Правда, российским компаниям есть над чем поработать, чтобы оправдать эти ожидания. Баженова из “Атона” полагает, что основой инвестиционной привлекательности становится эффективность бизнеса. “Операторам необходимо снижать капзатраты и в целом скромнее расходовать денежные средства”, – отмечает Баженова. Она приводит в пример сотовый рынок Филиппин, где при низком ARPU в $6–7 рентабельность по показателю EBITDA составляет 70%. А в Индии при ARPU в $5 – рентабельность 40%.

Баженова полагает, что в первую очередь операторам необходимо сократить затраты на привлечение низкодоходных абонентов. Впрочем, старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев уверен, что капзатраты нашим компаниям значительно снизить не удастся. “Будут тратить на развитие 3G, потом станут наращивать емкость и т. д.”, – поясняет Чернышев. В то же время он уверен, что пока есть хорошие резервы роста за счет подключения абонентов как в российских регионах, так и в странах СНГ, куда выходят наши операторы. По оценкам ACM-Consulting, за 2005 г. все сотовые операторы могут привлечь 60 млн новых абонентов и общая база составит 130 млн человек.

Сами операторы смотрят в будущее оптимистично. “Мы видим возможности для продолжения роста бизнеса, как за счет России и Украины, так и за счет новых рынков стран СНГ”, – говорит директор МТС по связям с инвесторами Андрей Брагинский. По его словам, по мере насыщения российского и украинского рынков акценты будут смещаться от приобретения абонентов к их удержанию, оптимизации расходов и существенному сокращению капвложений.

Вице-президент “ВымпелКома” по международным связям Валерий Гольдин также не считает резерв роста выручки исчерпанным. “Ему будет способствовать увеличение трафика. Экономика растет, и люди будут говорить больше”, – ожидает он. “ВымпелКом” также намерен оптимизировать затраты, в частности более продуманно открывая сети в регионах. Гольдин также призывает не забывать о перспективах развития бизнеса за пределами России.