Выиграли “Бедные родственники”


Новое руководство фестиваля в лице Александра Роднянского и Игоря Толстунова неоднократно подчеркивало, что главной целью обновленного “Кинотавра” будет продвижение отечественного кино в России и за рубежом. “Бедные родственники” Лунгина (главный приз) – идеально подходящая для этого картина. Это воплощение мейнстрима, которого жаждут и зрители, и производители, к тому же и с продвижением ее за рубежом вряд ли возникнут большие проблемы: Лунгина там знают.

В принципе, имя сценариста Геннадия Островского (приз имени Григория Горина за лучший сценарий) всегда свидетельство того, что фильм может понравиться очень разным людям. Как обычно, история интересна, персонажи непросты, диалоги забавны и уйма непроясненности в деталях, характерах и сюжетных линиях, которую сценарист любит оставлять зрителям, наверное, для развития воображения.

Но эти придирки вызваны перфекционизмом – просто хочется, чтобы хороший фильм был еще лучше. Молодой человек бендеровского типа (без носков, но в штиблетах) занимается тем, что разыскивает для богатых иностранцев потерянных родственников и имеет с этого неплохой гешефт – настолько неплохой, что, когда настоящая родня не отыскивается, он долларов за 50 нанимает кого-нибудь на роль потерянных в детстве брата, сестры или племянника. Одна из таких сделок происходит в южном городке, где после встречи ряда потенциальных родственников воздух начинает просто плавиться от ненависти и любви – “любви, которая проходит через обман”, как сказал Павел Лунгин, и в том обмане закаляется до невероятной крепости. Жаль, что на “Кинотавре” нет приза за роль второго плана – его обязательно получил бы Сергей Гармаш, сыгравший неистового еврея – шофера Яшу. Не менее прекрасно Константин Хабенский (приз за лучшую мужскую роль) сыграл Эдика, в конце концов уяснившего, что все люди братья.

Жюри на этот раз дало две награды за лучшую мужскую роль, и вторую получил Никита Михалков за картину “Статский советник”. А вот за лучшую женскую роль призов решили не вручать, только специально упомянули Эстер Гуетен, сыгравшую добрую подслеповатую бабушку в “Бедных родственниках”, и Ирину Шипову за роль дошкольницы Алечки в картине Ларисы Садиловой “Требуется няня”. Больше картине Садиловой не досталось ничего. Между тем этот фильм довольно интересный: в семью обеспеченных людей устраивается няней нескладная девица и начинает методично разрушать эту семью, подстраивая с иезуитской изощренностью разные малоприятные ситуации. Когда бы Садилова снимала эту картину не так впрямую и не пыталась максимально приблизить ее к реальной жизни, у фильма было бы больше шансов на награду – как минимум не зияло бы в пресс-релизе пустое место против номинации “лучшая женская роль”.

Желание показать “все так, как было”, отсутствие необходимой для игрового кино условности не раз подвело режиссеров – участников фестиваля. Возможно, и это повлияло на решение и жюри, и Гильдии киноведов и кинокритиков России, отметивших отнюдь не страдающую совершенством картину Алексея Федорченко “Первые на Луне” (приз за лучший дебют).

А вот “Жмуркам” Алексея Балабанова вопреки ожиданиям призов не дали – возможно, потому, что эта картина несколько выбивалась из рамок фестиваля и не была серьезно воспринята как предвестник нового трэшевого направления в кино, как справедливо заметил Максим Пежемский, режиссер фильма “Мама не горюй – 2”, также не получившего награды, но ставшего несомненным украшением фестивальной программы.

За “Жмурки” специального упоминания и букета цветов удостоился только Дмитрий Дюжев, который, волнуясь, сказал, что со своими зрителями он часто общается, они все время подходят к нему в спортивных костюмах, а похвала заслуженных и талантливых людей, конечно, важнее. Его партнер по фильму Алексей Панин не удостоился ничего, он, наоборот, был выслан с “Кинотавра” в принудительном порядке за плохое поведение.

И наконец, специальный приз жюри взял фильм Ильи Хржановского “4” – наиболее, пожалуй, специальный из всех, получивших эту награду. Если продолжать говорить о рамках, то у “4” их нет вообще. И Роман Балаян, награждая продюсера фильма Елену Яцуру, специально оговорил, что приз жюри дало не картине, а режиссеру – за потенциал.

Согласно тексту песни рэп-группы “Каста”, предварявшей объявление имен победителей, “кому-то достанутся лавры и признание на “Кинотавре”, а кому-то не достанутся лавры и признание на “Кинотавре”.И к этому придраться невозможно. Когда в отечественном кино так же емко и доступно будут выражаться режиссерские замыслы (теперь перечитайте речитатив еще раз – там есть и хороший ритм, и скрытая рифма, и определенная философия), за его продвижение можно будет не беспокоиться.