Административная реформа не тянет на программу


На этой неделе Минэкономразвития внесет в правительство концепцию административной реформы и план действий на 2006–2008 гг. В такой формат трансформировался проект федеральной целевой программы (ФЦП) “Административная реформа на 2005–2010 гг.”, над которым подчиненные Германа Грефа трудились два года.

В мае 2003 г. Владимир Путин заявил, что административная реформа буксует. Из широкой повестки мер реализовано не больше 10%, констатирует научный руководитель Центра стратегических разработок и один из главных проектировщиков реформы Михаил Дмитриев.

Разочарование в промежуточных результатах реформы подвигло Минэкономразвития в декабре 2004 г. подготовить специальную ФЦП. Чтобы качественно обновить отряд госслужащих, снизить уровень коррупции, облегчить вход предприятий на рынок, повысить информационную открытость власти, реформаторы предлагали создать дирекцию с министерскими полномочиями. Шести лет и 14,9 млрд руб. должно было хватить на то, чтобы отработать стандарты качества госуслуг и административные регламенты, внедрить в центре и на местах механизмы управления по результатам. Подчиненные Германа Грефа уже внесли программу в перечень ФЦП на 2006 г. Но потом сами же передумали.

Как сообщил чиновник Белого дома, замминистра экономического развития Виталий Савельев убедил коллег, что их работа не отвечает требованиям, предъявляемым к ФЦП правительственным регламентом. “Нет четкой увязки финансирования программы и ожидаемых результатов. Сил и времени вытянуть [документ] на ФЦП не хватило”, – объясняет позицию Савельева чиновник Минэкономразвития.

Столь нетривиальная реформа – это не обычный инвестиционный объект, который раскладывается на параметры ФЦП, соглашается координатор проекта ЦСР Владимир Южаков. А чиновник администрации президента сказал, что Минфин отказал реформе в статусе ФЦП, опасаясь, что нечеткие стандарты “проломят брешь и в нее, размывая десятилетнюю практику, полезут другие претенденты”.

Руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Шаров, участвовавший в работе над ФЦП, говорит, что она преобразуется теперь в концепцию и план действий на 2006–2008 гг. Сумма финансирования пока неизвестна, но, по мнению Шарова, четверть бюджетных средств будет направлена на создание нормативной базы, а остальное – распределяться на конкурсах между федеральными ведомствами и субъектами Федерации для внедрения стандартов, регламентов и других элементов реформы. Шаров полагает, что вместо дирекции управлять реформой будет само Минэкономразвития, а в правительстве его будет “подпирать” комиссия по административной реформе вице-премьера Александра Жукова.

Еще больше сомнений у экспертов. Проректор ВШЭ Лев Якобсон уверен, что трансформация не пойдет на пользу административной реформе. Она и так, по его словам, не вызывает энтузиазма у бюрократии, а если возникнут сложности с механизмом управления по результатам, передачей управленческих функций бизнесу, повышением эффективности госзакупок, “у власти появится соблазн сократить финансирование и дать [реформе] задний ход”. Южаков сетует на снижение статуса, уровня управления и предсказуемости проекта. Плохо, по его мнению, то, что каждый год придется договариваться с Минфином о размере выделяемых средств.

Если Грефу не удастся договориться с министром финансов Алексеем Кудриным, отмечает чиновник правительства, реформу можно будет финансировать из инвестфонда, который в следующем году будет располагать 70 млрд руб.