“Московская прачечная”


В эпоху Саддама иракское посольство в России было главным каналом отмывания доходов, незаконно полученных свергнутым режимом при экспорте нефти из Ирака, заявил Мустафа в интервью Wall Street Journal. Багдад использовал эти деньги на покупку “влияния в странах вроде России, а также во Франции и в Китае. [...] Насколько это было успешно – вопрос для следователей”, говорит посол. Он не назвал имена конкретных российских политиков, которые могли получать деньги или нефтяные квоты от иракского режима. Без ссылки на конкретные источники WSJ пишет, что раз в три дня в посольство Ирака приезжали автомобили, груженные долларами. По версии газеты, дальше эти деньги пересылались диппочтой в Багдад. Всего, по данным WSJ, с 2000 по 2002 г. через московское посольство Багдад получил около $90 млн.

Мустафа стал послом Ирака в России в декабре 2004 г. Его предшественник Аббас Кунфуз, по данным WSJ, после оккупации Ирака остался жить в Москве. После вторжения в Ирак американо-британской коалиции подчиненные Кунфуза уничтожили документы, хранившиеся в посольстве в Москве, пишет WSJ со ссылкой на неназванных “следователей, которые изучают нарушения, допущенные при осуществлении программы “Нефть в обмен на продовольствие”.

Заявления Мустафы подкрепляют версию, высказанную в прошлогоднем докладе советника ЦРУ Чарльза Дельфера и в двух свежих докладах подкомитета по расследованиям сената США. Американцы настаивают на том, что Хусейн распределял квоты на экспорт иракской нефти таким образом, чтобы приобретать влиятельных сторонников в разных странах, включая Россию. Среди российских друзей Хусейна в докладе Дельфера фигурируют администрация российского президента, МИД, МЧС, а также партии “Единство”, КПРФ и ЛДПР. В докладах сенатского подкомитета упоминается особая роль иракского посольства в Москве в злоупотреблениях при реализации программы. Первый доклад был посвящен финансированию Саддамом “российского президентского совета” и “его главы Александра Волошина”, а второй – лидера ЛДПР Владимира Жириновского. И Волошин, и Жириновский уже объявили, что никаких денег от Хусейна не получали.

Демарш иракского посла вызвал удивление в Кремле. Источник, близкий к администрации президента России, считает, что заявление Мустафы “не вписывается в дипломатическую практику”. “Теперь посла вызовут в российский МИД и потребуют разъяснений”, – прогнозирует чиновник. В пресс-службе МИДа и посольстве Ирака вчера от комментариев отказались.

“Обвинения в адрес представителей российской политической элиты должны подтверждаться конкретными именами и доказательствами”, – рассуждает председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев. Председатель международного комитета Госдумы Михаил Маргелов предполагает, что за обвинениями может стоять “выяснение отношений внутри иракской элиты”. А Борису Шмелеву из Центра сравнительных политических исследований ИМЭПИ РАН скандал вокруг взяток Саддама российским политикам напоминает шумиху, которую западная пресса подняла в 1999 г. вокруг “отмывания денег российской мафии через Bank of New York”. По его мнению, это просто рычаг давления на Москву накануне очередного цикла выборов в России. (Использованы материалы WSJ.)