НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Команда по-шведски


Климат зависит от людей, которые нас окружают, сказал как-то Марк Твен. Это высказывание как нельзя кстати подходит к книге Джулиана Биркиншоу и Стюарта Крейнера, посвященной и славной игре футболу, и бизнесу. Ее главный герой – Свен-Йоран Эриксон, выдающийся тренер современной Европы. Но история о становлении сына владельца грузовика из городка Вармланд описывает не только лидера нового типа, но и среду, где такие лидеры формируются. Так что книгу можно порекомендовать всем, кто хочет стать первым в любом деле, и тем, кто хоть раз задумывался о том, как вырастить лучших из лучших.

Оказывается, слоган “Сделано с умом” относится не только к бытовой технике, но и к целой стране, названной по ежегодному рейтингу конкурентоспособности международного института развития бизнеса IMD/WEF самой “готовой к будущему” страной в мире. В ней уже 70% людей имеют доступ к Интернету, а охват мобильной телефонной сети почти 100%. И эти люди успешно общаются друг с другом, несмотря на яркие индивидуалистические черты характера, формируемые с детства. Их коллективистская культура, схожая с японской (у шведов есть даже шутка про экстрасредний размер одежды, который должен подойти им всем), – ключевой фактор шведской модели менеджмента.

Что ценного можно заимствовать из этой модели для российских условий, прочитав книгу от корки до корки? Во-первых, “конструктивную конфронтацию” – эффективную коммуникативную модель межгруппового взаимодействия, основанную на бескомпромиссной дискуссии. Например, если швед не согласен со своим коллегой, он скажет ему об этом прямо. Те же непринужденность и открытость наблюдаются на заседаниях советов директоров шведских компаний. “Если вы попытаетесь поговорить с СЕО в Великобритании или США, вам придется прорвать линию обороны из секретарши и пиарщика, – пишут авторы и добавляют: – В Швеции мы звонили директорам напрямую и дозванивались, никаких секретарей”.

Во-вторых, принцип “простых правил”, позволяющий более полагаться не на формальные инструкции, а на творчество и интеллект. В качестве примера авторы приводят Tetra Pak, компанию по производству картонной упаковки, основанную братьями Раузинг, которая отправляет молодых, но перспективных менеджеров (20–30 лет) работать в другие страны, вооружив их лишь самым необходимым оборудованием для производства упаковки и некоторыми финансовыми целями.

В-третьих, неагрессивность. Именно по этому параметру Швеция занимает высшую позицию, судя по новейшим исследованиям в области лидерства и культуры. “Это не означает, что они слабовольны, – просто они предпочитают простоту и прямоту бессмысленному увиливанию, – уточняют авторы. – Шведы обожают краткость и избегают больших расходов на юристов”.

В свое время американские ученые Крис Гибсон и Мэри Зеллмер-Брун исследовали, как компании описывают свою деятельность с помощью образов, и выяснили, что самой распространенной метафорой особенно в англосаксонских странах, оказался термин “команда”. Но среди всех стран у шведов команда была самой экстрасредней, соединяя в себе широкий спектр деятельности и неформальные роли. Наверное, всем, кто стремится к лидерству, стоит с них брать пример и не забывать слова авторов этой своевременной книги-исследования о том, что шведы – удивительно однородная группа, что они сильны своей трудовой этикой, свято верят в равенство и убеждены, что в этом чужом огромном мире надо держаться вместе.

Все это верно, как и “возьмемся за руки, друзья”, но в бизнесе друзья-партнеры редкость. И рецепты успеха одной страны, “привитые” на почву другой, не всегда приносят хорошие результаты. У каждого свой путь, но не о каждом напишут книгу. О футбольном тренере-маге написали. Кто следующий?