Перселл сдался


О решении уйти в отставку Перселл объявил в понедельник. “В свете неослабевающих нападок на меня лично и беспрецедентного давления, которое приходится переживать нашей компании, это лучшее, что я могу сделать для вас, наших клиентов и акционеров”, – заявил Перселл в обращении к сотрудникам. Инвесторы отреагировали положительно: акции банка выросли на 2%.

Порадовались и восемь бывших топ-менеджеров, которые с марта призывали к отставке Перселла, утверждая, что он так и не смог объединить Morgan Stanley и Dean Witter Discover, слияние которых организовал в 1997 г. Они также неустанно критиковали Перселла за то, что он продвигает близких ему людей, с которыми работал в Dean Witter. Диссиденты предложили разделить компанию на инвестиционный банк, обслуживающий институциональных клиентов (таким был Morgan Stanley до слияния), и компанию, предоставляющую розничным клиентам брокерские услуги, паевые фонды и кредитные карты (этим занималась Dean Witter Discover).

Совет директоров Morgan Stanley поддерживал Перселла, но в последнее время обстоятельства обернулись против него. После того как Перселл в конце марта сделал близких к нему Стивена Кроуфорда и Зоу Круц своими сопрезидентами, банк покинули пять членов правления. В мае суд постановил, что Morgan Stanley должен заплатить обманутому им инвестору Рональду Перелману $1,45 млрд, при том что поначалу тот предлагал банку заплатить $20 млн по мировому соглашению. Из-за сложившейся в Morgan Stanley нездоровой атмосферы было потеряно много ценных сотрудников.

Член совета директоров Чарльз Найт, возглавивший поиски нового гендиректора, уже заявил, что совет исключает возможность приглашения кого-либо из восьми диссидентов. На телеконференции с аналитиками Перселл также сообщил, что совет вряд ли будет рассматривать и кандидатуры кого-либо из пяти бывших членов правления. Между тем Джефф Аррикейл, аналитик T. Rowe Price, уверен, что многие сотрудники банка поддержали бы некоторых из бывших топ-менеджеров.

Перселл пытался реализовать очень популярную в конце 90-х гг. идею финансового супермаркета. Однако убедить людей покупать все услуги “в одном окне” оказалось сложно, потому что с распространением Интернета и других источников информации клиенты стали более разборчивыми. Поэтому Citigroup, например, продала страховое подразделение Travelers, а American Express – подразделение по финансовому консультированию. “Все стремились реализовать модель универсального банка, в котором будет все, что только можно. Сейчас мы видим, что компании от нее отказываются”, – говорит Лорен Смит, аналитик инвестбанка Keefe, Bruyette & Woods.

По словам банкира, знакомого с ситуацией в Morgan Stanley, совет директоров не намерен выставлять на продажу весь банк, так как при капитализации в $54 млрд сложно будет получить достаточно высокую премию. В апреле банк уже заявил о намерении выделить в отдельную компанию подразделение кредитных карт Discover, которое, по мнению аналитиков, может стоить $11–12 млрд. Подразделение розничных брокерских услуг оценивают в $6 млрд, по управлению активами – в $12 млрд, инвестиционно-банковское – в $40 млрд. “Если кто-нибудь и захочет что-то купить, его будет интересовать только инвестбанковский бизнес”, – полагает Фред Сигал, инвестиционный банкир из Stephens. (WSJ, 14.06.2005, Михаил Оверченко)