По примеру ЦБ


О том, что Федеральная служба по финансовым рынкам направила в правительство доработанный вариант стратегии, в пятницу вечером сообщила пресс-служба ФСФР. Его главной новацией стало описание принципов формирования и работы единого регулятора финансового рынка – прежде в документе лишь констатировалось, что этому статусу не соответствует ни один из российских органов исполнительной власти и для его создания нужен специальный закон.

ФСФР предлагает создать вне системы правительства мегарегулятора, которому делегируют полномочия другие органы, курирующие сегодня фондовый рынок, кроме ЦБ. Управлять единым регулятором по замыслу службы будут единоличный орган и совет директоров, члены которого работают в нем на постоянной платной основе. В совет директоров по спецквотам смогут войти представители федеральных госорганов, банков, профучастников фондового рынка и компаний-эмитентов. Но их назначение (на четыре года), как и отзыв, происходит с согласия Госдумы. Представителей федеральных госорганов будет выдвигать правительство, банков – ЦБ, инвесткомпаний – саморегулируемые организации (СРО), а сотрудники компаний-эмитентов смогут пройти в совет после консультаций с министрами финансов и экономического развития.

Также ФСФР предлагает создать коллегиальный орган – Национальный совет по финансовому рынку, который будет утверждать основные направления деятельности регулятора, отчитываться перед правительством об итогах его работы и расходах. Он будет формироваться президентом страны, правительством, парламентом и ЦБ.

По сути, такая структура единого регулятора аналогична структуре ЦБ, отмечает руководитель департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин: “ФСФР считает, что это наиболее эффективный способ регулирования финансовых рынков”. По его словам, концепция создания мегарегулятора в целом одобрена Минфином, ЦБ и Минэкономразвития. Но, сетует Саватюгин, она лишает новый орган права законодательной инициативы, что может повредить его оперативности и эффективности.

В самой службе вчера не комментировали проект стратегии, но ранее руководитель ФСФР Олег Вьюгин рассказывал, что при его разработке был использован “опыт создания интегрированных регуляторов финансовых рынков Германии, Великобритании, Франции, Венгрии и Казахстана”.

Исполнительный директор “Ренессанс Капитала” Александр Перцовский рад, что правительство вспомнило об участниках рынка, которые могут оказать огромную помощь при создании нормативной базы фондового рынка. “Но все зависит от того, кто попадет в эти органы, – предупреждает он. – Отбор персоналий должен быть очень строгим”.

Присутствие в совете директоров единого регулятора участников рынка на порядок повышает качество его работы, уверена директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Анна Попова. Хотя, по ее мнению, ожидать появления законопроекта о едином регуляторе раньше чем через год не стоит.