В погоню за ЮАР


С конца 2002 г. ориентиром доходности российских облигаций служили мексиканские бумаги. Тогда разница между ними сократилась до 1,2% годовых. Но за два года России удалось значительно сократить отставание, а два месяца назад она обошла своего латиноамериканского конкурента и продолжает увеличивать отрыв. Сейчас самые ликвидные российские евробонды с погашением в 2030 г. приносят инвесторам порядка 5,6% годовых, а сопоставимые по срокам мексиканские бумаги – более 5,9% годовых.

Но ситуация для еврооблигаций меняется по мере улучшения ситуации с внешним долгом и догнать Россию Мексике не по силам, считают аналитики J.P. Morgan Chase, и значит, российским облигациям нужен другой ориентир. Следующая цель, по их мнению, – евробонды ЮАР, доходность которых примерно на 0,5% годовых ниже. В J.P. Morgan предлагают сравнивать Россию-30 с еврооблигациями ЮАР с погашением в 2017-м (вчера доходность облигаций ЮАР-17 составляла 5,417% годовых, России-30 – 5,789%). Аналитики инвестбанка “Траст” Михаил Галкин и “Тройки Диалог“ Александр Кудрин согласны с коллегами.

По мнению ведущих рейтинговых агентств, ЮАР более надежный заемщик, чем Россия. Кредитный рейтинг этой страны на одну ступень выше российского рейтинга по шкале Standard & Poor’s (ВВВ и ВВВ- соответственно) и на две ступени – по шкале Moody’s (Ваа1 и Ваа3). Хотя срок обращения этих бумаг меньше, они вполне подходят для сравнения с российскими бумагами, отмечает аналитик “Тройки Диалог“ Александр Кудрин.

Однако ЮАР не сможет долго служить ориентиром для России: у стран слишком разные структуры экономики. С геополитической точки зрения Россия ближе к Китаю, констатирует главный экономист по развивающимся рынкам HSBC Филип Пул. Галкин согласен, что новый ориентир продержится недолго. Он напоминает, что в конце июня Минфин должен выплатить Парижскому клубу кредиторов $15 млрд, после чего Россия может рассчитывать на последовательное повышение своих кредитных рейтингов. Повышения рейтинга ждут и в J.P. Morgan. Moody’s, по мнению аналитиков банка, сделает это уже осенью. “Следующей целью для России станет Китай”, – полагает Галкин. Сейчас S&P оценивает кредитоспособность КНР на уровне ВВВ+, а Moody’s – на уровне А2. Китайские еврооблигации с погашением в 2013 г. приносят инвесторам всего 4,55% годовых.

А вот Кудрин из “Тройки” менее оптимистичен. В ближайшие год-полтора, по его мнению, обогнать ЮАР у России не получится. “По формальным показателям в экономике все вроде бы хорошо, – отмечает аналитик, – но структурных изменений не происходит, и мы по-прежнему остаемся заложниками мировых цен на сырье”. Продвижение России по рейтинговой шкале может вообще остановиться, не исключает он. А ведущий аналитик Внешторгбанка Евгений Кочемазов добавляет, что потенциал роста американских обязательств исчерпан и если рынок развернется, то вместе с ростом доходностей расширятся и спрэды. Поэтому он не торопится “отвязывать” Россию от Мексики с сопоставимой по объему и структуре экономикой.