Афиша Московского кинофестиваля: Фон Триер и другие


Примечания. Актеров мы указываем только в том случае, если они у нас известны. Сверяйте время показов по официальному сайту ММКФ www.miff.ru. Обратите там же внимание на информацию о многочисленных ретроспективах. Наконец, рассчитывайте силы, помня, что большинство фильмов потом окажутся в прокате. Некоторые – сразу: “Разборки в стиле кунг-фу” появятся 23 июня. “Легенда о Джеке и Роуз” – 30 июня, “Хористы” – 14 июля, “Переводчица” – 21-го. Правда, даты выхода главных арт-хитов – фильмов “Мандерлей” и “Дитя” – пока не известны.

Обозначения кинотеатров: П – “Пушкинский”, ДК – Дом кино, И – “Иллюзион”, Р – “Ролан”, Х – “Художественный”, МДМ – МДМ-кино, ЦДЛ – Центральный дом литераторов.

“Дитя” (L’enfant, Бельгия, режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны) – фильм – победитель последнего Каннского фестиваля. Дарденны, обещавшие приехать на ММКФ, снимают так, что кажется, будто подглядываешь за реальностью. Чистой воды датская “Догма”, хотя к этому киноманифесту Дарденны отношения не имеют. Им интересны психологические монстры. Главный герой из тех простых ребят, которые способны доконать своей простотой. Он, как зверек – или дитя, – озабочен лишь тем, чтобы прожить и выжить. И потому готов продать даже своего девятидневного сына. Финальная сцена вызвала овацию каннского зала. Программа “Восемь с половиной фильмов”. ЦДЛ (25 июня, 20.00), Р (26 июня, 18.30).

“Вера Дрейк” (Vera Drake, Великобритания, Майк Ли) – фильм – победитель прошлогоднего Венецианского фестиваля: о простой рабоче-крестьянской женщине, которая в 1950-е помогает другим женщинам делать нелегальные аборты. Стоит посмотреть, чтобы понять, чем это в итоге оборачивается и что такое настоящий соцреализм. Собственно, в киномире осталось всего два знаменитых социальных реалиста, оба британцы: Майк Ли и Кен Лоуч. “Восемь с половиной фильмов”. ЦДЛ (23, 20.00), МДМ (24 и 25, 21.30).

“Мандерлей” (Manderlay, Дания и др. страны, Ларс фон Триер, актеры – Брайс Даллас Ховард, Данни Гловер, Уиллем Дефо) – продолжение фильма “Догвилль”, снятое в той же стилистике: натурализм пополам с ироничной театрализованностью. Разобравшись с морально неисправимыми обитателями Догвилля, героиня, которую теперь играет не Николь Кидман, а дочь режиссера Рона Ховарда, обнаруживает плантацию, на которой сохранено рабство. Все, однако, не вполне то, чем кажется. Гала-премьеры. П (21, 22.30), МДМ (23, 19.00), Р (24, 21.00).

“Матч-пойнт” (Match Point, Великобритания, Вуди Аллен, актеры – Скарлетт Йоханссон, Джонатан Рис Мейерс) – очень нетипичный Аллен. Американский интеллектуал-комедиограф обрел второе дыхание, впервые в жизни сняв картину не в Нью-Йорке, а в Лондоне. И не про рефлексии себя-интеллигента, а про любовные казусы молодых. Гала-премьеры. Информации о показах пока нет.

“Скрытое” (Cache, Франция – Австрия, Михаэль Ханеке, актеры – Даниэль Отой, Жюльетт Бинош) – фильм про скелеты в шкафу принес австрийцу Ханеке, неутомимому исследователю социальной жестокости (“Забавные игры”, “Пианистка”), каннский приз за режиссуру. Хотя многие прочили ему “Золотую пальмовую ветвь”. Благополучная семья начинает получать видеокассеты, свидетельствующие о том, что за ней подсматривают. NB: в фильме есть весьма жестокий момент. Гала-премьеры. И (24, 20.00), Р (25, 21.00).

“Дорогая Венди” (Dear Wendy, Дания и др. страны, Томас Винтерберг, актеры – Джейми Белл, Билл Пуллмен) – один из основных конкурсных хитов. Фильм по сценарию Ларса фон Триера о клубе юных американских пацифистов, объединенных, как ни парадоксально, страстью к огнестрельному оружию. Легко углядеть общие корни с “Догвиллем” и “Мандерлеем”. Конкурсная программа. П (20, 20.30), Р (21, 18.30), МДМ (22, 17.00).

“Хроники обыкновенного безумия” (Pribeny obycejneho silenstvi, Чехия и др. страны, Петр Зеленка) – абсурдная комедия про современность. Заведомо привлекает имя режиссера, считающегося после фильмов “Пуговичники” и “Год дьявола” интересным и перспективным автором европейского масштаба. Конкурсная программа. П (19, 20.30), ДК (21, 21.30).

“Космос как предчувствие” (Россия, Алексей Учитель по сценарию Александра Миндадзе, актеры – Евгений Миронов, Ирина Пегова) – один из самых ожидаемых российских фильмов 2005-го: про молодых людей из 1957-го, из времени первого спутника, надежд и иллюзий. Среди героев Юрий Гагарин, еще не подозревающий о своей близкой судьбе. Конкурсная программа. П (23, 20.30).

“После соития” (Post coitum, Чехия, Юрай Якубиско) – классик Якубиско признан восточноевропейским Феллини. Прежде – например, в знаменитой “Тысячелетней пчеле” – он отличался тем, что соединял обыденное с иррациональным и сказочным. Есть повод проверить, остался ли порох в пороховницах. В Москве Якубиско возглавит второе по значимости жюри – конкурсной программы “Перспективы”. Гала-премьеры. ЦДЛ (19, 17.30), И (20, 20.00), МДМ (21, 21.30), ДК (22, 21.30).

“Красотки” (Les poupees russes, Франция, Седрик Клапиш, актеры – Ромейн Дури, Одри Тоту, Сесиль де Франс) – хотя оригинальное название фильма “Русские куколки”, он не о буднях наших девушек в парижских борделях. Это продолжение любимой многими комедии Клапиша “Испанка” (в оригинале тоже именующейся иначе), где действие происходило в барселонской студенческой общаге. Тот фильм позволил понять, что же такое сегодняшняя молодежь в Европе без границ. Теперь частью Европы окажемся и мы. Повзрослевший герой среди прочего будет переживать любовные приключения в Петербурге. Фильм закрытия фестиваля. П (26, 18.00).

“Разборки в стиле кунг-фу” (Kung Fu Hustle, Китай – Гонконг, Стивен Чоу, он же в главной роли) – очень модный фильм, именно ему на прошедшем Каннском фестивале была посвящена вечеринка канала MTV, всегда тщательно выбирающего повод для гулянки. Комический, хотя и вполне по-гонконгски крутой боевик пополам с мюзиклом. Гэги в стиле Гайдая. Кульминационные драки таковы, что “Матрица” отдыхает. “Национальные хиты”. Х (18, 19.00), ЦДЛ (21, 22.00).

“Хористы” (Les Choristes, Франция, Кристоф Барратье) – фильм на ужасающую для молодого российского зрителя тему (1949 год, в интернате для трудновоспитуемых создается хор) собрал безумные деньги во Франции и номинировался на “Оскара” за лучший иностранный фильм и лучшую песню. Юного актера Када Мерада на каннской лестнице приветствовали как суперзвезду. “Национальные хиты”. Р (19, 18.30), Х (21, 19.00).

“Время прощания” (Les temps qui reste, Франция, Франсуа Озон, актеры – Жанна Моро, Валерия Бруни-Тедески) – новомодный Озон продолжает делать по две картины в год (только вчера он выпустил фильм – приговор институту брака “5 х 2”). Кажется, он поставил целью поработать со всеми великими актрисами французского кино. Во “Времени прощания” (где в центре молодой фотограф, внезапно выясняющий, что смертельно болен) у него впервые снялась Жанна Моро, обещавшая приехать на ММКФ за призом имени Станиславского. Гала-премьеры. Информации пока нет.

“Последние дни” (Last Days, США, Гас Ван Сэнт, актеры – Майкл Питт, Азия Ардженто) – классический “независимый” фильм, в котором камера просто следует за героем, который что-то невнятно бормочет, от кого-то прячется в лесу etc. Герой – рок-музыкант в состоянии наркотического распада – похож на покойного лидера “Нирваны” Курта Кобейна. Удивителен эпизод, когда персонаж, выйдя из спячки, вдруг начинает петь под гитару: понимаешь, насколько эти рокеры вроде Кобейна могут быть талантливы. Шуточка в том, что актер Майкл Питт поет сам, причем собственную песню. “Восемь с половиной фильмов”. ЦДЛ (19, 20.00), МДМ (20, 19.00), Р (22, 18.30),

“Входите без стука” (Don’t Come Knocking, Германия – Франция, Вим Вендерс, актеры – Сэм Шепард, Джессика Лэнг, Тим Рот, Сара Полли) – лучший фильм мэтра Вендерса с начала 90-х. Вторая совместная работа с Шепардом (вновь по его сценарию), с которым в 1984-м Вендерс сделал знаменитый “Париж, Техас”. Теперь Шепард играет спивающегося голливудского суперстара, надумавшего выяснить, нет ли у него случайно детей от давних романов (одну из экс-пассий изображает реальная жена Шепарда Джессика Лэнг). Интересно, что фильм при этом погружен в пейзажи и мифологию вестерна. Гала-премьеры. ЦДЛ (19, 22.00), Р (26, 21.00).

“Питер Гринуэй. Русская версия” – отдельная фестивальная программа, посвященная первому и второму фильмам трилогии “Чемоданы Тульса Люпера” (The Tulse Luper Suitcases): ироничной по содержанию и авангардной по форме истории XX столетия, которую Гринуэй снимал в копродукции с Россией. Мэтр обещал приехать, чтобы лично оценить русский дубляж. Информации пока нет.

“Легенда о Джеке и Роуз” (The Ballad of Jack and Rose, США, Ребекка Миллер, в главной роли Дэниел Дэй-Льюис) – судьба закоренелого хиппи, обитающего на уединенном острове с 16-летней дочерью и тщетно пытающегося уберечь ее от порочных благ цивилизации. Фильм на модную трагическую тему о крахе коллективистских иллюзий XX в. (да еще с намеком на “Лолиту”) сделан женой Дэй-Льюиса – дочерью знаменитого американского писателя Артура Миллера. “Вокруг света”. Р (18, 21.00), ЦДЛ (19, 15.00), Х (21, 16.30).

“Переводчица” (The Interpreter, США, Сидни Поллак, актеры – Николь Кидман, Шон Пенн) – это для тех, кто успел соскучиться по большому, погруженному в проблемы терроризма голливудскому политическому триллеру, да еще от создателя некогда модных у нас “Трех дней Кондора”. Снимали в подлинной штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Гала-премьеры. П (19, 23.00).

“Три экстрима” (Three… Extremes, Китай – Гонконг – Корея – Япония, Такаси Миике, Чхан Ук Пак, Фрут Чан) – гвоздь программы Азиатский экстрим, на которую вообще стоит обратить внимание. В фильме из трех новелл, сделанных культовыми режиссерами (Чхан Ук Пак, имя-фамилию которого вы могли еще не запомнить, это автор “Олдбоя”), экстрим и впрямь такой, что нервным на него лучше не ходить. Правда. Если что, я предупреждал. Информации пока нет.

“Тропическая болезнь” (Tropical Malady, Франция – Таиланд, Апичатпон Вирасетакул) – другой образец модного азиатского кино (каннский хит прошлого года), на сей раз не шокирующего, а медитативного, гипнотизирующего самим своим ритмом. И, разумеется, загадочностью происходящего, суть которого – познание человеком невидимого мира духов, а в конечном счете себя. “Азиатский экстрим”. Р (24, 23.30).

“Мама не горюй – 2” (Россия, Максим Пежемский, актеры – Андрей Панин, Гоша Куценко, Евгений Сидихин, Александр Баширов) – криминальные и политтехнологические разборки вокруг выборов мэра в приморском городке. Образец новорусского посттарантиновского комикса. Режиссер Пежемский считает, что и его “Мама”, и близкие ей по духу балабановские “Жмурки” сделаны в жанре трэша. Гала-премьеры. П (23, 22.30).

“Отель “Руанда” (Hotel Rwanda, Великобритания – ЮАР – США, Терри Джордж, актеры – Дон Чидл, Софи Оконедо, Ник Нолт) – пара к “Переводчице”. Правда, этот политический триллер основан на реальных событиях из времен гражданской войны в Руанде в 1994 г. Один из главных оскаровских фильмов этого февраля. Гала-премьеры. И (18, 20.30), Х (21, 21.30).

“Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона” (США, The Assassination of Richard Nixon, Нильс Мюллер, актеры – Шон Пенн, Наоми Уоттс) – провокативная драма, из политбоязни проигнорированная оскаровской академией. Смысл: чем может обернуться для общества популярная американская идея, что каждый должен стать успешным. Действие происходит в 70-е, и Шон Пенн играет лузера, который от отчаяния решил угробить не поддающуюся ему социальную систему. И первым придумал (это реальный факт) угнать самолет, чтобы обрушить его на Белый дом. “Вокруг света”. МДМ (19, 19.00), Р (23, 18.30), ЦДЛ (25, 17.30).

“Билеты” (Tickets, Великобритания – Италия, Эрманно Ольми, Аббас Киаростами, Кен Лоуч) – фильм трех классиков, необычный уже потому, что это не альманах из разрозненных новелл, а единая картина, где следующая главка подхватывает персонажей предыдущей. Действие происходит в катящем по Старому Свету поезде, который явно выглядит символом новой Европы, нового вавилонского столпотворения народов. Но никакого пафоса – это комедия, иногда далеко уходящая от политики. “Восемь с половиной фильмов”. ЦДЛ (24, 20.00), МДМ (25 и 26, 19.00).

“Дыра в моем сердце” (A Hole in My Heart, Швеция – Дания, Лукас Мудиссон) – без секса, однако, нет арта. Многие актуальные режиссеры, дабы отличаться от рабов мейнстрима, включают в свои фильмы эпизоды на грани XXX. Вот вам XXX от автора знаменитых “Гребаного Омоля” (в русском прокате – “Покажи мне любовь”) и “Лили навсегда” шведа Мудиссона: психологические проблемы на фоне съемок домашнего порно. Без “Дыры в моем сердце” в фестивальной программе чувствовалась бы незавершенность. После нее вы удовлетворенно скажете: на ММКФ действительно можно было увидеть ВСЁ. “Восемь с половиной фильмов”. ЦДЛ (20, 20.00), МДМ (21, 19.00, 25, 23.30).