Китайцы шагают по планете


В 1970–1980-х основными азиатскими клиентами западных турфирм были японцы. Зато в прошлом году, по статистике Китайской ассоциации туризма, число китайцев, выехавших за границу, достигло 29 млн человек. Это на 70% больше, чем в 2002 г. По прогнозам Всемирной туристической организации, к 2020 г. их число достигнет 100 млн человек. Японцев, выехавших за пределы страны, в прошлом году в ВТО насчитали всего 17 млн, российских туристов – 6,5 млн.

Выездной туризм в Китае быстро растет на волне экономического бума, а европейские компании только начинают учиться, как его удовлетворить. До недавнего времени большинство китайских туристов предпочитали не покидать свою часть света – и до сих пор ездят в основном в ближайшие Гонконг и Таиланд. Но все больше китайских туристов хотят увидеть и Европу. Для европейцев это желанные, но не до конца понятные клиенты.

Сотрудники итальянской компании Alpitour, пригласившие в качестве эксперимента группу менеджеров китайских турфирм, выяснили, например, что больше всего гостей заинтересовали не Колизей и каналы Венеции, а миланские обувные магазины. Alpitour – одна из многих турфирм, устремившихся в Китай после того, как его правительство увеличило до 66 число стран, в которые визу можно получить по упрощенной процедуре. Европейские турфирмы сейчас особенно нуждаются в новой клиентуре – они еще не до конца оправились и от терактов 2001 г. в США, и от эпидемий птичьего гриппа, и от всемирного экономического спада. При этом им приходится подстраиваться под новых азиатских гостей.

У французской группы Accor в Европе 100 гостиниц со специальным обслуживанием для китайцев. Оно включает телеканалы и туристические журналы на китайском и в некоторых случаях – присутствие в гостинице переводчика с китайского. Клиентам предлагают кроме китайской еды еще и подогретую питьевую воду.

Гидам Alpitour пришлось смириться с тем, что китайцам не понравилась итальянская кухня и что некоторые из посетивших римский Форум отметили, что за те же $12 могли бы провести целый день в Гонконге, включая питание. Итальянская мода, впрочем, пришлась туристам по вкусу. Один из китайцев купил в Риме сумку Louis Vuitton для своей подруги за 400 евро – свою месячную зарплату.

В среднем китайские гости привезли в Китай по 1000 евро и, по словам гидов Alpitour, которые тщательно подсчитывали их расходы, потратили большую часть на предметы роскоши. По мнению аналитиков Goldman Sachs, китайские туристы, как и японцы, тратят за границей примерно в два раза больше, чем дома. Одна из причин в том, что из-за высоких импортных тарифов предметы роскоши в Китае могут стоить намного, до 30%, дороже, чем в Европе. Европейские ритейлоры спешат воспользоваться возможностью продать китайцам европейское качество. Так, французская сеть Printemps договаривается с туроператорами о том, чтобы они включали в план прогулки по Парижу для китайских туристов ее магазины.

Конкуренция между европейскими странами за китайских туристов довольно жесткая. Alpitour ставила на высокий интерес китайцев к Италии, но Германия заполучила многих из них за счет большего числа прямых авиарейсов в Китай. Чтобы исправить положение, Alpitour открыла представительство в Китае и заключила соглашение с несколькими местными операторами, что дало возможность обмениваться туристами. В прошлом году компания отправила в Китай 2000 туристов. (WSJ, 15.06.2005, Кирилл Корюкин)