КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Бегство “Интеко”


Елена Батурина по кирпичику разбирает свою строительную империю. На днях принадлежащая ей компания “Интеко” решила уступить конкурирующей группе “ПИК” Домостроительный комбинат № 3, штампующий самую распространенную в столице “панель” серии ПЗМ. Вместе с комбинатом Батурина рассталась примерно с 20% столичного рынка типового жилья.

Вторжение Батуриной на этот рынок было агрессивным и стремительным. Она взялась за “панель” только в 2001 г., а уже к 2003 г. ее компания заняла “лидирующие позиции на инвестиционно-строительном рынке Москвы” (об этом говорилось в проспекте эмиссии облигаций “Интеко”). Этот прорыв пришелся на расцвет московской недвижимости: в 2001–2003 гг. цены на жилье в столице прибавляли по 40% в год. В один из самых сладких для риэлторов – 2002 г. ДСК-3 сделал “Интеко” 20% всех доходов. Как раз тогда на компанию Батуриной упала заметная доля муниципальных заказов, а выручка утроилась. А бизнес продолжал идти в гору: в 2004 г. “Интеко” удвоила оборот и взяла планку в $1 млрд.

Этот вертикально-интегрированный холдинг на вид был весьма ладно скроен и мог устойчиво существовать долгие годы. Собственное сырье (на цементные заводы приходилось до трети бизнеса “Интеко”), собственные строители, гарантированный заказ и солидная доля рынка. Плюс займы, пополнявшие оборотные средства компании, часть из которых обеспечивал Банк Москвы, а также выпуски облигаций самой “Интеко” и ее “дочек”. Насколько крепким этот дом был изнутри, теперь уже никому выяснить не удастся, ведь наскоро выстроенная империя начала сдуваться так же стремительно, как когда-то росла. Первая сделка – по продаже цементного бизнеса компаниям Филарета Гальчева – последовала зимой, а от ДСК-3 “Интеко” собирается избавиться в течение полугода.

Какими бы ни были причины, заставившие “Интеко” бежать из строительного бизнеса, решение пришло своевременно. Цены на недвижимость в столице замерли – 5%-ный рост не покрывает даже инфляции. Ажиотажный спрос на московские многоэтажки выдохся, а времена, когда двукратный рост стоимости квартиры за год был нормой, до ближайшего дефолта, похоже, не повторятся. Тем, кто подбирает осколки империи “Интеко”, придется привыкать к медленным деньгам и работе на тяжелом конкурентном рынке. В отличие от них Батурина заработала на московской недвижимости самый быстрый в истории миллиард. А то, что в это время столичным градоначальником был ее супруг Юрий Лужков, возможно, со временем забудут.