Не дождались


Государство решило довести госпакет в “Газпроме” до контрольного, чтобы затем либерализовать рынок его акций, четыре года назад. Чиновники готовы выкупить у “дочек” монополии 10,74% ее акций. Покупателем назначено государственное АО “Роснефтегаз”. Но вопрос цены и схемы выкупа остается открытым. Решение должен был принять вчера совет директоров “Газпрома”. Во вторник поздно вечером Минэкономразвития направило в правительство проект директивы для голосования. Минэкономразвития, Минпромэнерго и Росимущество договорились о цене в $7,15 млрд, но это не устроило “Газпром”. Менеджеры монополии возмутились скупостью чиновников – они рассчитывали на $8–8,5 млрд.

В итоге чиновники и менеджеры “Газпрома” почти до полуночи просидели на совете, но на момент сдачи номера так и не вынесли решения. По словам нескольких правительственных чиновников, премьер-министр Михаил Фрадков не подписал директиву для голосования.

Один из них рассказал “Ведомостям”, что накануне у Фрадкова до полуночи шло совещание по директиве, но премьер так и не принял решения. Обсуждение продолжилось на следующий день. Заседание совета директоров “Газпрома”, первоначально запланированное на 15.00, несколько раз откладывалось и в итоге началось без распоряжения в 18.00. Прибывшие в “Газпром” чиновники ждали, что премьер примет какое-нибудь решение, но напрасно – этого не произошло даже после его встречи с президентом Владимиром Путиным. Один из директоров “Газпрома” вчера в 23.00 заявил “Ведомостям”, что заседание продолжалось, а директива так и не поступила. “Все заняты своими делами, вопрос [о цене] даже не обсуждается”, – говорит он.

Казус может быть разрешен, рассуждает чиновник Минэкономразивтия. По его словам, если за день решение не примут, то директора могут растянуть совет на несколько дней.

Чиновники, бывало, голосовали вопреки приказанию. В 2002 г. так поступил один из самых последовательных оппонентов предложенной Анатолием Чубайсом реформы РАО ЕЭС – замминистра энергетики Виктор Кудрявый. На заседании совета директоров РАО он проголосовал против утверждения размера уставного капитала Федеральной сетевой компании, хотя директива государства предписывала ему обратное. А на годовом собрании акционеров РАО в 2000 г. Кудрявый, обладая доверенностью на госпакет акций РАО ЕЭС, не голосовал за избрание Чубайса в совет директоров.

Но голосовать без приказа да еще по столь важному вопросу государственным мужам еще не доводилось. К тому же у них явный конфликт интересов. “Как представители государства в “Газпроме” они были заинтересованы в том, чтобы за пакет была заплачена максимальная цена, но как министры правительства они должны были голосовать за минимально возможные расходы бюджета на приобретение акций”, – отмечает председатель наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александр Шохин. Причиной казуса стало стремление государства одной сделкой добиться двух противоречащих друг другу целей, соглашается аналитик рейтингового агентства Standard & Poor’s Елена Ананькина. По ее мнению, главной целью властей была не либерализация рынка акций “Газпрома”, а усиление госконтроля над компанией. Либерализация не является для Путина приоритетом, замечает директор Института энергетической политики Владимир Милов.