Не предусмотрели


В письме инвесторам, копия которого имеется в распоряжении Financial Times, GLG, в частности, признает: в математической модели, которая использовалась для оценки сложных производных инструментов, таких как кредитные деривативы, не была учтена возможность резкого изменения ситуации на рынке в начале мая. GLG, под управлением которой находятся активы на $13 млрд, также предупреждает, что ситуация на рынке кредитных инструментов остается сложной, поскольку многие инвесторы пытаются одновременно закрыть убыточные позиции. “Из-за сложившихся на рынке условий часть хедж-фондов и значительное число инвестиционных банков несут существенные потери по структурированным кредитным инструментам”, – говорится в письме GLG.

В апреле многие хедж-фонды и инвестбанки покупали облигации GM, сильно подешевевшие после мартовского заявления компании о падении рентабельности. Они также приобретали самые рискованные транши обеспеченных долговых обязательств (CDO) – производных инструментов, представляющих собой пул кредитов и облигаций разных эмитентов, разбиваемый на транши с разной степенью риска. Инвесторы рассчитывали, что сильно подешевевшие кредитные инструменты вырастут в цене; мало кто планировал, что Standard & Poor’s снизит рейтинги GM и Ford так быстро. Агентство перевело обязательства автокомпаний из инвестиционной в спекулятивную категорию 5 мая. В результате их облигации и рискованные транши CDO, во многие из которых входят долги GM и Ford, подешевели, а безопасные транши – подорожали.

Из-за этих скачков Credit Fund, один из крупнейших в мире фондов кредитных инструментов и конвертируемых облигаций, потерял в мае 14,5%. (Ранее GLG заявляла, что в апреле убыток фонда составил 5,2%, а за первые четыре месяца года – 8,6%.) В письме GLG сообщает своим инвесторам: майские потери объясняются тем, что фонд неверно предсказал поведение облигаций GM и Ford в случае снижения их рейтинга и не ожидал резкого падения цен на рискованные транши CDO. Подобные изменения цен считались настолько маловероятными, что их можно было игнорировать и они не были заложены в торговую модель. И это несмотря на то, что снижения рейтингов GM и Ford инвесторы ждали, пусть и не так скоро, а регуляторы предупреждали, что ухудшение ситуации на рынке может привести к резкому падению ликвидности на рынке CDO. Рынок CDO сформировался только в прошлом году, объясняет GLG, и поэтому у нее не было исторических данных, которые помогли бы учесть подобные риски.

Пятнадцать других фондов под управлением GLG не понесли серьезных потерь. Многие банкиры утверждают, что рынок CDO сейчас восстанавливается после майского спада, что должно облегчить положение хедж-фондов. “Нервы у участников рынка успокоились”, – говорит Гай Корнелиус, начальник отдела инструментов с фиксированным доходом UBS.

Политики и регуляторы не остались равнодушны к майским проблемам на финансовом рынке. Канцлер Германии Герхард Шредер заявил в понедельник, что на встрече лидеров стран “большой восьмерки” в июле предложит ужесточить международный контроль за хедж-фондами. По его словам, правительство Германии рассматривает ряд мер, включая введение требования о раскрытии информации о передаче акций в кредит (многие хедж-фонды продают взятые взаймы акции, чтобы заработать на падении котировок). (Использованы материалы FT, WSJ.)