Немалый бизнес


Замыслы Данила Хачатурова и его компании амбициозны. Страховщик рассказал, что “Росгосстрах” намерен занять порядка 30–40% всего рынка страхования малого и среднего бизнеса с ежегодными сборами в $250 млн по итогам 2005–2006 гг. Сейчас в “Росгосстрахе” застраховано около 150 000 малых и средних предприятий. В 2004 г. премия по договорам с ними составила $140 млн, отмечает Хачатуров.

В компании полагают, что новая программа “Росгосстрах-Бизнес” станет массовой. “В малом и среднем бизнесе сейчас занято около 10 млн человек”, – говорит глава “Росгосстраха”, считая их потенциальными клиентами. Аналитики “Ингосстраха” приводят другие данные: по их оценкам, общее число занятых в этом сегменте составляло в 2004 г. около 35 млн человек, или 48% от общего числа занятых в России.

Страхователям “Росгосстраха” будут предложены шесть продуктов по страхованию здоровья, имущества, автотранспорта, ответственности на производстве, грузов и профессиональной ответственности. Тариф составит 0,2–0,3% от страховой стоимости объекта.

“Росгосстрах” стал далеко не первой компанией, обратившей внимание на страховой потенциал малого и среднего бизнеса. Специализированные продукты для таких предприятий есть у “Ренессанс Страхования”, Страхового дома ВСК, “РОСНО”, “УралСиба” и других компаний. “Полисы ничем не отличаются от страховки “Росгосстраха”, – говорит гендиректор компании “Стандарт-Резерв” Виктор Юн.

Но даже если малые и средние предприятия осознают необходимость страхования, совсем не факт, что они будут страховаться, рассуждает руководитель центра продаж юридическим лицам Страхового дома ВСК Роман Фролов. “Клиенты страхуют то, что страховать положено по закону или в силу обычаев делового оборота: залоговое и арендованное имущество, опасное производство, предметы лизинга”, – говорит он.

Проблема еще в том, что мизерное число малых и средних предприятий готово идти на контакт со страховщиками, напоминает Николай Галушин, замгендиректора компании “Ренессанс Страхование”. Должен пройти начальный этап накопления капитала, чтобы этот бизнес заинтересовался страхованием, убежден он.

Конкуренты называют планы “Росгосстраха” по охвату рынка страхования малого и среднего бизнеса “очень оптимистичными”, а цифры – завышенными. “По оценке “Росгосстраха”, $250 млн составляют 40% рынка, но это слишком, – уверен Юн. – Даже если весь малый и средний бизнес застрахует свои риски, думаю, рынок не соберет такой премии”. Так же считает и Фролов. Впрочем, директор департамента имущественного страхования компании “Энергогарант” Ирина Терехова считает цифру в $250 млн вполне реальной. “Росгосстрах” может рассчитывать на такие сборы, если учесть востребованность подобных программ малым и средним бизнесом”, – заявила она “Ведомостям”.