Нежности жанра


Распространенная иллюзия, что в прошлые века люди были красивее и жили веселее, возникла благодаря акварели. Ну отчасти благодаря акварели. До изобретения и распространения фотографии акварель оставалась самым доступным способом увековечить свой облик, дом и окрестности. Кажется, что нежными водяными красками просто нельзя было написать что-то жестокое или уродливое. Поэтому смотреть акварели всегда приятно. И нетрудно – никаких смысловых глубин они не содержат, зато всегда готовы доставить удовольствие.

Название этой выставки бесхитростно информативное: “Русский рисунок и акварель XVIII – первой половины XIX века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина”. Сделали ее по случаю выхода соответствующего тома музейного каталога-резоне (полное научное описание всех экспонатов). И хотя русская акварель для Пушкинского музея – “непрофильная” тема и собрание ее несравнимо с тем, что хранится в Третьяковке, на выставке представлены лучшие имена. В данном случае лучшими можно считать не живописцев Карла Брюллова или Василия Тропинина, для которых акварель – попутное упражнение, а таких виртуозов жанра, как Александр Орловский, Владимир Гау и Федор Толстой.

Кроме ожидаемых портретов на выставке можно увидеть архитектурную графику Чарльза Камерона, Николая Львова, Джакомо Кваренги. Знаменитые архитекторы прошлого были прекрасными, виртуозными рисовальщиками и владели акварельной техникой в совершенстве. Впрочем, отлично писали акварели и просто образованные барышни из хороших семей. Обычно на выставках произведений малых жанров можно обнаружить нечто неожиданное и забавное. В этот раз зрителей развлекают рисунки фейерверков, которые делались по практической надобности, но остались на века в музейных собраниях как произведения искусства.

Выставка будет проходить в Белом зале музея и на колоннаде до 21 августа. Заняв таким образом малой кровью свои главные парадные помещения, Пушкинский сигнализировал, что до осени ничего значительного не покажет. Открыв на прошлой неделе новое здание Музея личных коллекций и продержав в своих стенах несколько месяцев супервыставку от “Джотто до Малевича”, музей решил, что заслужил летние выставочные каникулы.