“Пятерочка” проглотила трех “Пеликанов”


Сеть “Пеликан” появилась два года назад, когда мэрия Новосибирска начала избавляться от убыточных муниципальных магазинов, передавая их в аренду частным компаниям. Входящему в СХК хлебокомбинату “Восход” досталось девять магазинов площадью от 50 до 280 кв. м.

А в июне этого года “Пеликаны” начали перевоплощаться – на месте трех из них появились магазины “Пятерочка”. Это стало следствием сделки, состоявшейся еще в конце прошлого года, пояснил “Ведомостям” первый вице-президент СХК Сергей Гребнев. По его словам, “Сенсация” купила долю в одной из компаний, управляющих “Пеликанами” (права аренды муниципальных помещений закреплены за фирмами “Восход-Н”, “Восход-Б” и “Восход-Т”). В результате “Сенсация” получила три самых больших по площади “Пеликана” сроком на два года, говорит он. Остальные шесть магазинов остаются в управлении СХК.

Директор по корпоративному управлению группы компаний “Сенсация” Александр Агеев отказался отвечать на вопросы о сделке. Но сотрудник группы, просивший не называть его имени, подтвердил, что уже несколько месяцев три “Пеликана” управляются “Сенсацией”, а с июня на них сменилась и вывеска. Сумму сделки стороны не раскрывают. Теперь у “Пятерочки” стало 10 магазинов в Новосибирске.

СХК уступила три магазина из-за убыточности сети, объяснил Гребнев. Он сетует на обремененность муниципальных магазинов долгами, но уверяет, что СХК не собирается совсем отказываться от ритейла. “Это просто не самое приоритетное направление нашего бизнеса”, – уточнил он. В сентябре 2004 г. СХК сдала в аренду и принадлежащий ей универсам “Садко”. Теперь им управляет “Холидей Классик”.

Участники рынка уверяют, что магазины в муниципальных помещениях могут быть рентабельными. “Тем более что арендные ставки мэрия устанавливает, как правило, ниже, чем частные владельцы помещений”, – говорит директор сети магазинов “Сибириада” Алексей Касимов. “Сибириада” пять магазинов из 24 арендует у муниципалитета и их показатели ничуть не хуже остальных площадок, уверяет он. “А СХК было сложно управлять “Пеликаном”, поскольку это непрофильный для корпорации бизнес, – считает гендиректор сети “Холидей Классик” Алексей Захаров. – Сейчас в ритейле можно конкурировать, только серьезно инвестируя в развитие магазинов, к чему производственные компании чаще всего не готовы”. И Касимов, и Захаров уверены, что “Пятерочка” сможет сделать бывшие “Пеликаны” рентабельными.

Однако условия аренды муниципальных магазинов включают ряд обременений. Арендаторы брали на себя обязательства принимать в своих сетях муниципальные дисконтные карты, дающие скидку 7% на основные продукты питания. Эти карты выдаются малозащищенным слоям населения. По словам Гребнева, эти обязательства также переходят и к “Пятерочке”. Сотрудник “Сенсации” подтвердил, что магазины “Пятерочки”, открытые на месте “Пеликанов”, принимают дисконтные карты.