Сибирская гигантомания


Компания “РосЕвроДевелопмент” приступила к строительству бизнес-центра “РосЕвроПлаза” класса А площадью около 30 000 кв. м и стоимостью более $35 млн на прошлой неделе. По словам финансового директора компании Натальи Коротаевой, офисное здание будет введено в эксплуатацию в конце 2006 г., ориентировочная ставка аренды составит около 900 руб. за 1 кв. м в месяц.

На этом ”РосЕвроДевелопмент” решила не останавливаться. Как стало известно “Ведомостям”, компания собирается построить крупнейший в городе торговый центр площадью 150 000 кв. м. “Первоначально мы предполагали взять площадку на берегу Оби, у Димитровского моста, но сейчас появились еще два места, и компания ведет переговоры о землеотводе с мэрией”, – рассказывает Коротаева. По ее словам, финансироваться проект будет за счет собственных средств, а также кредитов российских и зарубежных банков.

Получить подтверждение мэрии о переговорах с “РосЕвроДевелопментом” о землеотводе вчера не удалось.

Расчетный объем инвестиций в торговые центры, говорит Коротаева, составляет $1100–1200 на 1 кв. м. А арендные ставки в торговых центрах Новосибирска, по данным участников рынка, в среднем 1400 руб. за 1 кв. м в месяц.

У “РосЕвроДевелопмента” уже есть договоренности с рядом крупных московских и международных торговых операторов, что существенно снижает риски строительства, уверяет Юлия Никуличева, замдиректора компании Jones Lang LaSalle, которая консультирует девелопера. В “РосЕвроДевелопменте” не хотят раскрывать названия будущих арендаторов. По мнению Никуличевой, привлечение московских и международных ритейлоров делает проект интересным и для близлежащих Томска, Барнаула и Кемерова, где до сих пор нет крупных торговых центров. А Коротаева говорит, что дефицит торговых площадей в Новосибирске столь велик, что у компании не будет проблем с поиском арендаторов. По размеру будущего торгового комплекса конкуренцию “РосЕвроДевелопменту” сможет составить лишь компания IKEA, которая собирается построить “Мега Молл” площадью 130 000 кв. м.

IKEA не боится конкуренции со стороны строящихся торговых центров, говорит Ирина Ваненкова, пресс-секретарь компании. “У нас свой, индивидуальный формат, и проводить сравнение с другими торговыми центрами не стоит”, – пояснила она. Компания ориентируется на долгосрочную перспективу и не надеется на быструю окупаемость проектов, добавила Ваненкова.

Но другие участники рынка и эксперты считают, что столь крупные проекты в регионах рискованны. Сформировать пул арендаторов торгового центра площадью 150 000 кв. м будет довольно сложно, считает Дмитрий Чибисов, директор департамента проектного проектирования банка “Глобэкс”. Он полагает, что оптимальный размер для Новосибирска – 60 000–70 000 кв. м (центр такого размера и строит в Новосибирске “Глобэкс”). А гендиректор петербургского офиса Colliers International Борис Юшенков считает, что привлечь в такой центр достаточное число покупателей задача не из легких: в регионах люди привыкли делать покупки на блошиных рынках, а не в торговых центрах. Он допускает, что проект может быть успешным, но для этого девелоперу нужно подобрать безупречное место и разработать правильную концепцию торговли, чтобы не конкурировать с аналогичными комплексами.