ВПК теряет клиентов


Вчера советник гендиректора “Рособоронэкспорта” – крупнейшего поставщика продукции российского ВПК Александр Бриндиков впервые раскрыл полную географическую структуру продаж российского оружия. По данным Бриндикова, в прошлом году из общего объема поставок “Рособоронэкспорта” в $5,1 млрд на долю Китая пришлось 45% ($2,3 млрд), а экспорт в Индию составил 35% ($1,79 млрд). Остальные страны, закупающие оружие у “Рособоронэкспорта”, резко отстают: доля Вьетнама – 4%, или $200 млн, Йемена и Греции – 2% (по $100 млн), Эфиопии и Алжира – 1,4% (по $70 млн). На весь остальной мир пришлось лишь 5,2% российского военного экспорта.

“Рынки Китая и Индии – основных наших покупателей – для нас закроются в ближайшие годы, а именно в 2007–2008 гг.”, – цитирует признание Бриндикова “Интерфакс”. “Рособоронэкспорт” в этой связи ищет новые рынки, и в частности покупателей в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, но “это рынки с очень ограниченной емкостью, тогда как заказы Индии и Китая – на миллиард и более долларов, на десятки самолетов”, разводит руками Бриндиков.

Эксперты в один голос разделяют опасения Бриндикова.

“Очевидно, что такие покупатели, как Алжир и Вьетнам, не говоря уж про бедные Йемен или Эфиопию, не смогут заменить Китай и Индию, – констатирует Кенжетаев. – Значит, падение российского экспорта с 2007 г. неизбежно, хотя ближайшие три года за счет ранее набранного портфеля экспорт продержится в пределах $4–5 млрд”. Стратегически Китай и Индию могли бы заменить богатые страны Персидского залива, поясняет редактор журнала Moscow Defense Brief Руслан Пухов. “Однако они в силу ряда политических причин отказались, несмотря на войну в Ираке, от закупок новых крупных партий вооружения и к тому же предпочитают западных поставщиков”, – сокрушается Пухов. А по мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, надежды политического руководства России и “Рособоронэкспорта” на то, что экспорт вооружений способен продлить агонию оборонной промышленности, необоснованны.

Единственный источник, благодаря которому российская оборонка сможет выжить после 2007 г., – это внутренний гособоронзаказ, который постоянно растет ($6 млрд в этом году) и которого не чувствует оборонная промышленность, полагает Пухов. Впрочем, чиновники предлагают не очень на это рассчитывать. “На недавнем заседании военно-промышленной комиссии премьер Михаил Фрадков спросил у ее членов, кто из них отвечает за оборонку, и ни один чиновник не отозвался, – характеризует степень управляемости российским ВПК источник в правительстве. – О каком заказе тут можно говорить”.