Акции – сразу, деньги – потом


Вчера совет директоров “Газпрома” наконец определился, сколько компания получит от государства за 10,74% своих акций. Пакет оценили в 203,5 млрд руб. (или $7,155 млрд). Как говорится в пресс-релизе “Газпрома”, в сделке будут участвовать четыре его “дочки” : Газпромбанк, “Газпроминвестхолдинг“, “Газфонд” и Gazprom Finance BV. Они продадут государственному АО “Роснефтегаз” 2,54 млрд шт. (или 10,74%) акций.

Как рассказали “Ведомостям” два правительственных чиновника, акции перейдут к государству в течение ближайших дней, а вот расплачиваться их новый владелец будет до конца года. “В какие сроки будут выкуплены акции, договорятся напрямую “Роснефтегаз” и “Газпром”, – говорит один из чиновников. Дело в том, что денег у “Роснефтегаза” сейчас нет и ему еще предстоит договариваться с консорциумом банков о кредите на оплату акций.

Другой чиновник не исключил, что “Газпром” получит деньги до осени, а о создании банковского синдиката “Роснефтегаз” объявит еще до собрания акционеров монополии, которое пройдет 24 июня. По предварительной схеме в качестве залога “Роснефтегаз” предложит кредиторам пакет акций “Роснефти”, стоимость которого аудиторы из компании “2К-Аудит” оценили в $26 млрд. Размер пакета стороны определят в ходе переговоров, говорит чиновник.

“Газпром” получит деньги за свои акции в этом году, заверил вчера инвесторов независимый член совета директоров “Газпрома” Борис Федоров “Мы обязаны закрыть сделку до конца года, – настаивает сотрудник “Газпрома”. – Иначе есть риск, что ее сочтут мнимой”.

На одобрение сделки директорам понадобилось вчера немного времени, рассказывает чиновник, участвовавший в заседании совета директоров “Газпрома”. “Мы проголосовали, как предписывала [правительственная] директива, и разошлись, – рассказывает он. – Никакого обсуждения не было”.

Предложение государства поддержали менеджмент “Газпрома” и независимые члены совета Борис Федоров и председатель правления E.On Ruhrgas Буркхард Бергманн. Предправления “Газпрома” Алексей Миллер, у которого вчера прошли переговоры с президентом Армении Робертом Кочаряном, проголосовал в письменной форме заранее.

Договориться о цене чиновникам и “Газпрому” удалось не сразу. Совет директоров монополии собирался одобрить сделку еще в среду, но не смог этого сделать из-за отсутствия директивы. Ее проект Минэкономразвития направило в Белый дом еще во вторник, но премьер Михаил Фрадков никак не решался поставить свою подпись на документе. Указанная в проекте директивы цена в 203,5 млрд руб. не устраивала “Газпром”, рассчитывавший как минимум на $8–8,5 млрд.

Из-за колебаний премьера директора просидели в среду в “Газпроме”, по подсчетам Федорова, семь часов и в полночь разошлись по домам несолоно хлебавши. А премьер подписал директиву в четверг днем.

Теперь “Газпром” больше всего беспокоят налоги, которые он должен будет уплатить при продаже акций. По информации Федорова, “Газпром” должен будет отдать государству около $1 млрд из $7,15 млрд. “Любой разговор о налоговых послаблениях – политический, – говорит управляющий партнер фирмы Timothy’s Евгений Тимофеев. – Юридически невозможно минимизировать налоги в такой сделке”.

Федоров уверяет, что “Газпром” и правительство серьезно настроены провести полную либерализацию рынка акций монополий до конца года.

“Нет причин останавливать этот процесс, – говорит он. – Если в сентябре правительство внесет в парламент поправки в закон о газоснабжении, их быстро примут, а указ президента [ограничивающий оборот акций компании] могут отменить раньше”.

Но рынок его оптимизм не разделяет. Акции “Газпрома” в России вчера подешевели на 0,07%.