“Донецкие” обманули МВФ


В 2004 г. украинский Госкомстат зафиксировал рекордный рост экономики: по официальным данным, ВВП вырос на 12,1% до 345,9 млрд гривен. В 2003 г. рост составил 9,4%, а годом раньше недотягивал до 5%. В этом году, по прогнозу украинского правительства, ВВП вырастет на 8,2%, в 2006 г. – на 9,5%.

Рекорд, достигнутый при прошлом президенте – Леониде Кучме, беспокоит его преемников. Еще в мае премьер Юлия Тимошенко говорила, что у кабинета министров данные статистиков “вызывают сомнения”. А 15 июня, встречаясь с главами регионов, президент Виктор Ющенко, сославшись на подсчеты СБУ, объявил, что две сотни украинских предприятий воспользовались нелегальными схемами возмещения экспортного НДС, создали таким образом “сомнительный оборот [...] на сумму около 5 млрд гривен” и “неправдиво” приписали к объему ВВП около 30 млрд гривен. “За счет фиктивного экспорта [...] можно было отчитываться о космическом увеличении ВВП”, – возмущался вчера Турчинов, которого цитирует сайт Korrespondent.net. Он надеется, что теперь украинский Госкомстат пересчитает ВВП за прошлый год.

Силовики нашли и “виноватых” в завышении ВВП. Ими, по словам Турчинова, оказались донецкие компании. Они же оказали основную поддержку сопернику Ющенко на президентских выборах Виктору Януковичу. В Донецкой области, заявил Турчинов, схемами лжеэкспорта “пользовались наиболее нагло и беспринципно”. Среди 200 предприятий, о которых говорил Ющенко, преобладают энергетики, металлурги, машиностроители и производители алкоголя, уточнил глава СБУ.

Если исходить из логики силовиков, из объема промпроизводства на Украине в 2004 г. надо вычесть 30 млрд гривен, а к доходам правительства прибавить недополученные 5 млрд гривен. Тогда темп роста ВВП, по расчетам экономиста Центра развития Оксаны Осиповой, следует уменьшить втрое – до +3,97%. В выборный год предприниматели могли сознательно завысить показатели экспорта, чтобы получить из бюджета дополнительные деньги и профинансировать избирательные кампании, полагает Екатерина Малофеева из “Ренессанс Капитала”.

Сами бизнесмены и другие эксперты считают, что украинская экономика в прошлом году действительно сделала рывок. Он “чувствовался и в экономических, и в производственных показателях”, уверяет первый зампред правления металлургического холдинга “Интерпайп” Максим Басов. Предприятие подконтрольно Виктору Пинчуку – одному из лидеров “донецких”. По мнению Басова, фиктивный экспорт “добавил” к украинскому ВВП не более 2%. Экономический бум виден по “косвенным признакам, которые все сразу сфабриковать невозможно”, заступается за предпринимателей советник Ющенко Борис Немцов: выросли энергопотребление, объем железнодорожных перевозок и приток валюты в страну. Представитель еще одной крупной украинской компании отвергает и обвинения в воровстве бюджетных денег: “Возместить НДС из бюджета, наоборот, было невозможно, так как в нем никогда на эти цели средства не учитывались”. В 2004 г. “все сектора украинской экономики, а не только черная металлургия очень быстро росли”, – убеждена главный экономический советник Программы развития ООН на Украине Ирина Акимова. Оценки фиктивного экспорта, по ее мнению, завышены. “В чистом виде такие махинации [с экспортом] вряд ли возможны, – соглашается Осипова. – Скорее предприятия просто завышали стоимость товара”. Представитель МВФ сообщил “Ведомостям”, что эксперты фонда “в курсе” возникших у властей сомнений в расчетах прошлогоднего ВВП и изучат их выводы.

Обвиненные СБУ в лжеэкспорте восточные регионы экспортируют в основном продукцию черной металлургии. Всего, по данным украинского Госкомстата, их экспорт вырос в 2004 г. в 1,5 раза – до $13,1 млрд. Цены на металлы в 2004 г. были очень благоприятными и украинский экспорт рос в основном за счет стоимости, а не физического объема, говорит Осипова. Если весь фиктивный экспорт организовали металлурги, значит, в сверхблагоприятный год они экспортировали на 20–30% меньше, чем в 2003 г., замечает украинский экономист.

Огрехи в подсчетах неминуемы, ведь около 40% украинской экономики находится в тени, резюмирует Басов. А Донецкая область вызывает подозрения чиновников в первую очередь потому, что там сосредоточено до 30% промпроизводства, считает он: “Как самый крупный регион, она, возможно, и имела самые крупные нарушения”. К тому же именно в Донецке сосредоточены металлургические предприятия, продукция которых составляет основу украинского экспорта, напоминает Немцов.