Дорогое метро


О желании снять с себя заботу о Нижегородском метрополитене мэр города Вадим Булавинов заявил еще в начале апреля 2005 г. Он предложил подземку федеральному правительству. На метро приходится только 6% пассажиропотока города, оно убыточно на 80% и нуждается в реконструкции, объяснял он тогда свое решение. Чуть позже региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по Нижегородской области обратилось в арбитраж с иском о введении на Нижегородском метрополитене процедуры банкротства. Комментируя тогда действия налоговиков, и. о. директора метрополитена Виктор Кисель признал, что задолженность предприятия по налогам сформировалась в 1997–2003 гг. и составляет 166 млн руб. Очередные слушания в областном арбитраже по заявлению налоговой службы состоятся 5 июля.

А в среду депутаты Городской думы с подачи мэрии решили передать Нижегородский метрополитен из муниципальной собственности в областную.

Руководитель пресс-службы администрации Нижнего Новгорода Евгений Семенов объяснил это решение “скромными финансовыми возможностями муниципалитета”. Ежегодная дотация метрополитену из бюджета города составляет около 100 млн руб., говорит он.

Метрополитен в нынешнем виде и не может быть окупаемым, говорит Кисель, так как не охватывает всех районов города. Подземку надо развивать: достраивать метромост и тянуть ветки в Верхнюю часть Нижнего, добавил он.

“На строительство метромоста требуется около 3 млрд руб., а это почти половина годового бюджета Нижнего Новгорода”, – рассказывает Семенов. А передача метрополитена в областную собственность, считает он, облегчит привлечение дополнительных инвестиций из федерального центра.

Однако областное Министерство имущественных отношений не торопится забирать убыточный актив. “Согласно федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления”, транспорт и инженерная инфраструктура должны находиться в собственности муниципалитета”, – обосновывает позицию своего ведомства пресс-секретарь министерства Николай Макарсков. К тому же и в областном бюджете денег на содержание и развитие метрополитена нет, добавил он. Макарсков считает, что единственный выход в данной ситуации – передача метрополитена в федеральную собственность. Сейчас с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом ведутся переговоры на эту тему. Но руководитель департамента юридической компании Legas Елена Герасимова уточнила, что в законе “Об общих принципах организации местного самоуправления” есть и исключение – содержание транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения не относится к компетенции местного самоуправления. “Таким образом, метрополитен может быть передан в собственность субъекта Федерации, если ему придадут статус объекта регионального значения”, – отмечает Герасимова.

А чиновник областного Министерства имущества отмечает, что администрация города заняла непоследовательную позицию. По его словам, мэрия хочет забрать себе прибыльный “Нижегородпассажиравтотранс”, находящийся в областной собственности, а от убыточного метрополитена – избавиться.

Семенов сообщил, что сейчас в Кремле рассматриваются предложения мэра Нижнего и губернатора Нижегородской области финансировать строительство метромоста из федерального бюджета. Но повлияет ли решение Кремля на позицию областного правительства в отношении метрополитена, чиновники вчера ответить на смогли.