Подарок для Якунина


В начале года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) проиндексировала тарифы РЖД на грузовые перевозки в среднем на 8,5%. При этом стоимость перевозок по направлению к российским портам была увеличена на 12,5%, а перевозок через сухопутные погранпереходы сохранилась на прошлогоднем уровне. Но из-за роста цен на металлопродукцию РЖД стала добиваться еще одного повышения ставок в этом году, рассказали “Ведомостям” сразу два сотрудника Минэкономразвития.

А вчера на заседании правительства министр транспорта Игорь Левитин предложил проиндексировать тарифы на услуги РЖД. Премьер Михаил Фрадков поручил министру экономического развития Герману Грефу проработать этот вопрос.

По предложению Минтранса с июля грузовые тарифы РЖД должны вырасти в среднем на 3,7%. Об этом говорится в письме замминистра транспорта Александра Мишарина, направленном 30 мая в аппарат правительства (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”). В нем отмечается, что грузооборот РЖД по итогам января – апреля остался на прошлогоднем уровне. Но рост издержек привел к тому, что доходность грузовых перевозок снизилась на 12,76%. Дефицит бюджета монополии, по расчетам Минтранса, может составить к концу года 126,5 млрд руб. Из них 114,9 млрд можно компенсировать за счет устранения сезонных пробок, роста грузооборота при гибких тарифах (главным образом в перевозках нефти на Дальнем Востоке) и за счет сокращения издержек. А оставшиеся 11,6 млрд руб. дефицита должны быть компенсированы ростом тарифов.

Греф вчера пообещал дать ответ в течение двух недель. Но один из чиновников Минэкономразвития сказал “Ведомостям”, что министерство готово согласиться с Минтрансом. Однако в таком случае Минэкономразвития будет настаивать на индексации тарифов в 2006 г. не на 8%, как предполагалось ранее, а на 7%. Окончательное решение, в том числе по дифференциации ставок, будет принято к концу следующей недели, говорит он.

Эксперты и грузовладельцы недовольны лоббистским успехом РЖД. “Новое повышение не укладывается в ранее провозглашенную политику правительства – увеличивать тарифы монополий в соответствии с темпами инфляции”, – возмущается гендиректор консалтинговой компании Transcare Владимир Ашурков. “Мы опять подошли к тому, что РЖД просило в начале года около 12%, вместо которых приняли 8,5%”, – замечает транспортник крупной нефтяной компании. Замгендиректора консалтинговой компании РБС Алла Уварова уверена, что, как и в начале года, больше всего ставки вырастут по перевозкам в направлении портов. Дифференциация вводилась для балансировки потоков, но этого так и не произошло: пробки у портов остались, а погранпереходы по-прежнему недозагружены.