ПРАКТИКУМ: Доход – не главное


Чего чаще всего хочет российский частный инвестор, размещающий свободные деньги за рубежом? Требование номер один для большинства клиентов – не потерять свои вложения при любых обстоятельствах. Наряду с этим инвесторы надеются на определенный уровень доходности вложений: большинство наших клиентов были бы рады получать среднегодовой доход в размере 8–10% годовых в твердой валюте. Конечно, на мировом рынке не существует надежных финансовых инструментов, одновременно гарантирующих возврат средств и выплату весомого дохода.

Но многие зарубежные финансовые компании предлагают так называемые психологически комфортные инвестиционные продукты. Они позволяют получать указанный или даже более высокий доход, но только при определенном развитии рыночной ситуации. Одновременно инвестору гарантируют возврат всей вложенной суммы при любых обстоятельствах. Это и обеспечивает ему психологический комфорт.

Я тоже люблю подобные вложения и время от времени делаю их. Иногда – удачно, иногда – не очень. Как и для подавляющего большинства моих клиентов, здесь для меня главное – возврат вложенных денег в целости и сохранности.

Доход в таких программах начисляется пропорционально изменению какого-либо фондового индекса или иного рыночного индикатора за фиксированный срок, скажем 70% или 80% от прироста индекса за три, четыре или пять лет. Недостаток такого механизма заключается в том, что выбранный индикатор может расти весь срок, но резко упасть незадолго до подведения итогов. Однако инвестиционные программы с гарантией капитала все время совершенствуются. Так, сейчас появился целый ряд более “справедливых” вариантов начисления процентов, к примеру, вводится “несгораемая” часть дохода. Одним из таких продуктов я сам воспользовался около года назад.

В июне 2004 г. я вложил определенную сумму в американских долларах на три года в программу банка BNP Paribas. Банк гарантирует возврат 100% вклада, а доходность вложений зависит от поведения индекса японского фондового рынка Nikkei 225. Его изменение ежемесячно фиксируется и суммируется нарастающим итогом. Как только итог достигнет 10%, 20% или 30%, основная сумма вклада увеличивается на столько же процентов. Это так называемый “несгораемый” доход, который при любом движении рынка будет выплачен инвестору в конце срока вместе с основной суммой. Это является своеобразной защитой инвестора от того, что рынок вначале будет расти, а затем упадет и съест все достижения. Общий же доход за три года по условиям программы не может превышать 156%. Правда, пока мне похвастаться особенно нечем. Прошел почти год, а мой “несгораемый” доход еще равен нулю. Но я не унываю, есть еще два года, но главное – мои деньги в безопасности. И как бы ни повел себя японский рынок в будущем, возврат вложенных средств гарантирован крупнейшим европейским банком. Конечно, я не рассчитываю на очень большой доход. Но полагаю, что реально он может составить не менее 30% за три года. Ведь японский фондовый рынок все еще на 70% ниже своего пика в конце 1989 г.

К слову, аналогичный трехлетний продукт BNP Paribas, связанный с двумя индексами – Nikkei 225 и NASDAQ 100, – предлагается на рынке и сейчас. Похожие инвестиционные продукты теперь появляются на международном финансовом рынке достаточно часто.

Однако хочу предостеречь инвесторов: среди предлагаемых программ встречаются “подделки”. Тем, кому импонируют подобные виды инвестиций, я бы советовал очень внимательно читать проспекты и уделять особое внимание формам гарантий на вложенный капитал. В описании программы должно быть обязательно указано, что инвестору гарантируется возврат 100% основной суммы. Кроме того, очень важно обратить внимание на то, когда и при каких условиях эти гарантии выполняются. Например, полный возврат вложений может быть гарантирован через три года, как в моем случае, или через 10 лет.

Возможно, вам встретятся программы, в которых сумма возврата зависит от выполнения определенных условий, например состояния того или иного фондового рынка. А это уже достаточно рискованно. Вот один печальный пример. В 2000 г. компания Scottish Life International активно продавала на рынке программу, в соответствии с которой деньги вкладывались на три года и на них ежегодно начислялся доход в размере 10%. Через три года вся инвестированная сумма должна была вернуться в полном объеме, но только при одном условии: если значение индекса 50 крупнейших европейских компаний Euro Stoxx 50 за это время не опустится более чем на 27%. В противном случае пропорционально снижению индекса уменьшается и сумма возвращаемых денег. К большому сожалению, на момент закрытия программы в 2003 г. индекс Euro Stoxx 50 упал на 58,3% и возврату подлежало только 41,7% от вложенных денег, включая суммы, выплаченные в виде дохода.

С особой осторожностью также советую относиться к инвестиционным продуктам, где сказано, что они protected (защищены), secure (безопасны) или low risk (имеют невысокий уровень риска). Сами по себе эти слова не являются гарантией возврата начальной суммы, и в результате инвестирования можно получить назад далеко не все вложенные деньги.

Существенный недостаток современных гарантированных продуктов кроется в длительном сроке инвестирования. Но среднестатистический инвестор не любит замораживать свои деньги на несколько лет и предпочитает иметь к ним постоянный доступ либо регулярно снимать набежавшие проценты. Этих инвесторов я вынужден разочаровать: в настоящее время не существует программ, которые бы обеспечивали ежегодный стабильный доход и в то же время гарантировали вложенный капитал. Поэтому таким клиентам вполне логично не вкладывать в эти программы все свободные средства, а оставлять некоторый резерв для маневра.

Я думаю, что получать достаточно высокий доход на капитал при соблюдении 100%-ной гарантии возврата вложений, в принципе, реально. Однако для этого лучше использовать не один-единственный продукт, каким бы заманчивым он ни казался, а несколько – с различными сроками “погашения” и сферами инвестирования. Формирование такого портфеля можно поручить профессиональному финансовому консультанту.