ВЕКТОР


“ЛУКОЙЛ” и “Роснефть” попросили “Транснефть” увеличить пропускную способность нефтепровода от Анджеро-Судженска (Кемеровская обл.) до Ангарска (Иркутская обл.) до 30 млн т в год. Дело в том, что обе компании начали поставки нефти в Китай по железной дороге. А Ангарск является ближайшей к китайской границе точкой, где есть труба “Транснефти”. Поэтому, увеличив поставки в Ангарск по системе “Транснефти”, нефтяники смогли бы сэкономить на железнодорожных перевозках, которые значительно дороже прокачки по трубе. Но не судьба. Президент “Транснефти” Семен Вайншток сказал вчера “Интерфаксу”, что это предложение отклонено как экономически нецелесообразное. По его словам, в рамках строительства нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) “Транснефть” будет увеличивать мощность трубы только до ее исходной точки – Тайшета, который находится между Анжеро-Судженском и Ангарском. И это правильно. “Транснефти” незачем тратиться на удешевление железнодорожного маршрута, который после постройки ВСТО, скорее всего, окажется невостребованным. Впрочем, это будет только через несколько лет, а возить сырье в Китай нефтяникам надо уже сейчас. И проблему экономии на железнодорожных перевозках компании решают каждый по-своему. “Роснефть” уже добилась существенных скидок от “Российских железных дорог“, которые с ростом поставок будут увеличиваться. А “ЛУКОЙЛ”, который подобных льгот может и не получить, решил снизить объем экспорта в Китай с планировавшихся 3 млн т до 2 млн т.

Четырежды герои

Рейтингов, оценивающих качество работы аналитиков инвестиционных банков, становится все больше. Их готовят Tomson Extel, Institutional Investor, Greenwich Survey, а версий списков лучших уже несколько десятков (о рейтинге Institutional Investor см. статью на стр. Б5). Многие российские инвестбанкиры признают, что инвесторы давно запутались, на какие из рекомендаций стоит ориентироваться. Но при этом в инвестбанках не жалеют сил и времени, чтобы настойчиво разъяснить, что лучший из рэнкингов именно тот, где их компания на виду. Там с удовольствием комментируют свои награды и категорически отказываются комментировать неудачи в других рейтингах. Заодно инвестбанкиры не упускают случая обвинить друг друга в излишней спонсорской активности по отношению к авторам рэнкингов. Не обремененные излишним тщеславием аналитики говорят, что обвинять инвесткомпании в прямом подкупе маститых международных аналитических компаний нельзя. Но места в рейтингах аналитикам зачастую достаются благодаря активности менеджеров в отделах продаж инвестбанков, которые просят инвесторов проголосовать за их аналитиков. Иногда публикация результатов рэнкингов удивительным образом совпадает с масштабными инвестиционными конференциями победителей. Создается впечатление, что российские инвестбанкиры пытаются перещеголять в страсти к наградам одного из советских генсеков – Леонида Ильича Брежнева, гордо носившего на груди четыре звезды Героя Советского Союза и одну звезду Героя Социалистического Труда.

“Транснефть” не согласна

Конец уравниловки

Отправляя с мобильного телефона короткое сообщение (SMS) своему соседу по подъезду или бизнес-партнеру из Австралии, российские абоненты платят одинаково (в среднем 6 центов за сообщение). Однако уже в этом году SMS-общение с заграницей может подорожать. На тарификацию международных SMS компании поначалу не обращали внимания, полагая количество отправляемых и принимаемых сообщений примерно равным. Однако в 2001 г. международная ассоциация GSM приняла правила SMS Interworking, позволяющие операторам исходить при взаиморасчетах за короткие сообщения из баланса входящих и исходящих SMS. В прошлом году зарубежные компании начали активно этим пользоваться, и сегодня несколько десятков сотовых операторов отказываются принимать сообщения бесплатно. В результате к концу 2004 г. российские абоненты не могли отправить SMS в сети примерно 25 зарубежных операторов. Каждый из российских игроков “большой тройки” решает эту проблему по-своему. МТС подписала соглашения с большинством из операторов-”отказников”, сохранив для своих абонентов прежние цены на SMS. “ВымпелКом” начал считать входящий и исходящий SMS-трафик и, возможно, к концу этого года увеличит цену на SMS в некоторые страны. А “МегаФон” пока не определился с линией поведения. В компании говорят, что постараются сделать так, чтобы абоненты не пострадали. Впрочем, пока их страданий оператор не облегчил – если “ВымпелКом” и МТС пытаются открыть SMS-шлюзы с западными операторами, то “МегаФон” до сих пор “изучает зарубежный опыт”.